Главарей секты "Файзрахман" будут судить за жестокое обращение с детьми

Против радикальной исламистской секты "Файзрахман" в Казани возбуждено четыре уголовных дела. Дети сектантов не могут посещать школы и детсады, обращаться к врачам. Жестокое отношение к детям и стало поводом для того, чтобы привлечь главарей секты к уголовной ответственности.

Прокуратура Казани готовится передать в суд первое из четырех уголовных дел, возбужденных против радикальной исламистской секты "Файзрахман". Община существует в Казани более десяти лет. Ее члены — затворники, живут в землянках. Дети сектантов не могут посещать не только школы и детсады, но и даже обращаться к врачам. Именно жестокое отношение к детям и стало поводом для того, чтобы привлечь главарей общины к уголовной ответственности.

Очередное предупреждение от прокурора Казани лидер секты Файзрахман Саттаров демонстративно разрывает. 83-летний самопровозглашенный пророк, по мнению экспертов, психически не здоров. Не здоров Саттаров уже и физически: он не встает с кровати, ему трудно самостоятельно передвигаться и говорить, но от госпитализации он отказывается: это противоречит его убеждениям.

По правилам, введенным духовным наставником, участникам общины категорически запрещено взаимодействовать с внешним миром, обращаться в государственные учреждения, включая больницы. Женщины рожали прямо в землянках, сооруженных на нижней террасе участка, а детям вообще запрещалось выходить за периметр территории. Именно жестокое обращение с детьми и послужило единственным законным поводом привлечь к ответственности участников секты. В ближайшее время первое из четырех уголовных дел будет передано в суд. "Возбуждено четыре уголовных дела, — рассказывает Ирина Петрова, помощник прокурора города Казани. — Это неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего и жестокое обращение с детьми. Дела находятся на стадии предварительного следствия".

В августе из бункера буквально штурмом забрали 27 детей, которые никогда не разговаривали на русском языке, не обследовались врачами, не учились в школе и туманно представляли, в каком государстве они живут. Члены комиссии обнаружили многочисленные подземные сооружения, выкопанные под четырехэтажным домом сектантов. Тогда в ходе обыска оперативниками была изъята целая библиотека: более 1000 рукописных книг, по предварительным данным, экстремистского содержания.

Все началось еще в конце 80-х, когда бывший священнослужитель Саттаров собрал вокруг себя последователей и объявил о создании собственной религии. С 1996 года основная часть секты перебралась в Казань, в неприметный с виду дом. Последователи лжепророка есть и в Башкирии, и в Челябинской области. Они и спонсируют казанскую общину.

В секте не смотрят телевизор и не обсуждают политику. В незаконном медресе обучение проходит по рукописным книгам, написанным Саттаровым про религию пророка Саттарова. И хотя файзрахманисты не признают ни законов, ни общества, один из участников организации — приближенный к лидеру секты 46-летний Гумар Ганиев — зарегистрированный частный предприниматель. Каким именно бизнесом занимается один из лидеров затворников — не разглашается.

Известно, что после обысков и изъятия детей почти две трети файзрахманистов вышли из состава секты. До решения суда все дети продолжают находиться в разных приютах республики. "После того, как детей забрали, некоторые люди отступились, ушли от нас, — говорит Ганиев. — Мы на их закон не надеемся, надеемся только, что Аллах не даст им сломать наше медресе".

Участники организации называли себя представителями своего отдельного государства. Внутри небольшого участка в десять соток на нескольких террасах они выстроили целые улицы. Начиная с лета прокуратура города готовила иски о ликвидации этой сети подземных сооружений, но следователи так и не смогли найти юридического обоснования для сноса катакомб Саттарова.

После заведения уголовных дел и многократных проверок файзрахманисты продолжают жить своей общиной. Теперь уже точно известно: прокуратура города не будет готовить иск о сносе зданий. Как выяснилось в ходе следствия, все строения на участке построены легально. Само подземелье, где живут сектанты, по закону не является капитальным строением, поэтому ликвидировать этот восьмиуровневый муравейник никто не имеет права.