Предсаммитные интриги. Реплика Александра Привалова

Чем ближе последний в этом году саммит Россия–ЕС (он состоится в пятницу в Брюсселе), тем более очевидно, что для нашей делегации он не станет мирной предновогодней прогулкой. Борьба предстоит серьезная, что видно уже по масштабу артподготовки. Европарламент принял жесткую антироссийскую резолюцию.

Чем ближе последний в этом году саммит Россия – ЕС (он состоится в пятницу в Брюсселе), тем более очевидно, что для нашей делегации он не станет мирной предновогодней прогулкой. Борьба предстоит серьезная, что видно уже по масштабу артподготовки. Европарламент принял жесткую резолюцию под названием "О политическом использовании правосудия в России", где выразил крайнюю озабоченность ухудшением дел с правами человека в нашей стране и особо подчеркнул, что уважение прав человека должно быть "необходимой предпосылкой" для подписания любых соглашений с Россией. Но это дело более или менее привычное: примерно такие же демарши всегда бывают перед очередным ежегодным продлением соглашения о сотрудничестве между Россией и ЕС. В этот же раз в преддверии саммита ЕС выкатил нам и целый ряд экономических претензий – также, вежливо говоря, односторонних – и даже устами своего видного чиновника практически пригрозил России торговой войной.

Член Еврокомиссии Карел де Гюхт заявил: "Россия должна изменить неприемлемое поведение. Если они не примут мер по нарушениям, совершенным в последние месяцы, мы будем вынуждены принять меры". Гюхт не забыл указать, что ЕС готов к борьбе через механизмы ВТО. Что же за неприемлемое поведение имеет в виду де Гюхт? А вот какое. ЕС недоволен ограничениями, установленными Россией в отношении европейского сельского хозяйства, в частности крупного рогатого скота, а также машиностроения и деревообрабатывающей промышленности. Евросоюз протестует против льготной пошлины на экспорт нашей нефти, предназначенной для азиатского рынка. Дело в том, что после запуска в 2009 году трубопровода ВСТО, с помощью которого Россия диверсифицировала свой экспорт нефти, наши европейские покупатели сталкиваются с дефицитом объемов и ростом цен. Евросоюз считает, что Россия субсидирует поставки нефти в Азию в ущерб европейскому рынку. Есть и другие претензии такого же рода.

Спикеры с нашей стороны отреагировали правильно, то есть на редкость спокойно. Так, зампред думского комитета по экономической политике господин Звагельский сказал: "Если речь идет о том, что Россия нарушает нормы и правила ВТО, то европейские чиновники могут пожаловаться в соответствующую комиссию Всемирной торговой организации". А жалобы в ВТО – это игра, в которую могут играть двое, и нам на эту тему тоже есть, что сказать. По данным Минэкономразвития,18 стран мира применяют в отношении России ограничительные меры. Причем максимальное количество ограничительных мер действует как раз в ЕС, а также на Украине, в США и Белоруссии. Россия входит в десятку наиболее дискриминируемых стран-экспортеров: до недавнего момента в отношении российских товаров действовало почти сто различных ограничений. (Не могу по этому поводу не заметить, что раз уж мы все-таки вступили в ВТО, то пора нам поживее обучаться снятию таких барьеров).

Возвращаясь же к предстоящему саммиту, повторим: уже очевидно, что переговоры будут очень нелегкими. Среди целей нашей делегации наиболее заметны две: мы хотим добиться продвижения в слишком давней проблеме перехода к безвизовому режиму взаимных поездок граждан России и ЕС – и исключений из правил так называемого третьего энергопакета для наших трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток". Про визовую проблему все уже столько раз говорено, что повторять нет смысла. Европейцы и сами знают, что никаких сколько-нибудь заметных проблем отмена виз для граждан России им не принесет. Недаром же ужесточением въездного режима они занимаются совсем на других направлениях: ставить на границе Калининградской области с Польшей бетонную стену с колючей проволокой никто и не собирается – это на границе Греции с Турцией такую стену только что достроили. Евросоюзу больше хочется сохранить не визы, а проблему виз как один из рычагов давления на любых переговоров. С нашими газопроводами тоже, надо понимать, дело довольно ясное, и трудности скорее нагнетаются брюссельской стороной, чем существует реально. Третий пакет позволяет делать исключения из неустраивающего нашу сторону требования так называемого равного доступа к инфраструктурным мощностям – для проектов, имеющих статус "трансграничных". Такой статус давно получил конкурирующий с нашими проектами трубопровод "Набукко"; почему не должны иметь такого статуса и наши, очевидно трансграничные "Северный" и "Южный" потоки, решительно непонятно. Я думаю, нужный статус наши проекты получат, но не сразу. Брюссель еще какое-то время по привычке попридирается. Ведь ясно же, что непрестанные наезды евробюрократов на якобы злоупотребляющий монополизмом "Газпром" – производимые именно теперь, когда газовый рынок очевидно становится все конкурентнее не могут быть объяснены ничем, кроме привычки. Или дурного характера.