Дубль два: новый премьер Японии вновь пообещал решить проблему Курил


фото EPA

В Японии возвращается к власти Либерально-демократическая партия, проигравшая выборы в 2009 году. Ее председатель Синдзо Абэ заявил, что решит территориальный спор с Россией вокруг Южных Курил. Впрочем, он это уже говорил. И не только он: давать такие обещания уже стало политической традицией.

В воскресенье в Стране восходящего солнца прошли парламентские выборы, которые подвели черту под недолгим правлением Демократической партии Японии (ДПЯ). Большинство мест в парламенте (296 из 480) достались Либерально-демократической партии (ЛДП), которая правила страной с 1955 года. За демократами, триумфально пришедшими к власти в 2009 году, осталось лишь 57 мест – действующий премьер-министр Йосихико Нода уже после первых эксит-поллов заявил, что принимает ответственность за поражение своей партии и уходит в отставку. Первая сессия обновленного парламента, которая должна назначить Синдзо Абэ новым премьер-министром, пройдет 26 декабря.

Несмотря на то, что до вступления Абэ в должность еще больше недели, он уже делает громкие политические заявления. Отвечая на вопрос об отношениях с Россией, он заявил, что "намерен принимать самые активные усилия для решения существующих вопросов, в том числе, проблемы северных территорий и подписания мирного договора, а также развития отношений по широкому списку направлений".

Такие заявления – не редкость для японских премьеров: они одновременно вызывают интерес и в Японии, и в России, заставляя вновь и вновь возвращаться к теме спорных островов, где уже невозможно сказать ничего нового. Тем не менее, новости каждый день разные, поэтому неоднократно высказанное намерение спустя пять лет, уже не кажется таким уж избитым. А поэтому стоит вернуться к историческому аспекту проблемы.

Принадлежность Курильских островов к Японии была впервые признана Российской империей по Симодскому трактату от 7 февраля 1855 года. Портсмутский мирный договор 1905 года, подписанием которого закончилась русско-японская война, подтвердил эту позицию. Однако после второй мировой войны острова были выведены из-под юрисдикции Японии: согласно Сан-Францисскому мирному договору 1951 года, она отказалась "от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому мирному договору от 5 сентября 1905 года". Тем не менее, за островами не был закреплен статус территории СССР, несмотря на предложения советской стороны. Это привело к тому, что представители Советского Союза, Польши и Чехословакии договор не подписали.

Проблема в том, что в японской картографии Южные Курильские острова (а именно, острова Итуруп, Кунашир, Шикотан и группа небольших островов Хабомаи) традиционно считаются не частью Курильской гряды, а частью Японского архипелага. Претензии японцев на Южные Курилы были частично подтверждены после подписания в 1956 году Московской декларации. Согласно документу, "СССР, идя навстречу Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора". Заключению мирного договора тогда воспротивились США, пригрозив Японии не вернуть оккупированный архипелаг Рюкю, вместе с островом Окинава: его подписание означало бы отказ Японии от претензий на Итуруп и Кунашир, что в планы американцев не входило. В итоге статус островов повис в воздухе, как и мирный договор, без подписания которого окончательно урегулировать отношения между двумя странами, оказалось затруднительно.

Прошло более пятидесяти лет, а проблема островов все также далека от завершения: в зависимости от политической конъюнктуры она то заостряется, то, наоборот, приглушается, но никогда не исчезает полностью. В Японии 7 февраля, день подписания Симодского трактата отмечается как "День северных территорий" – в основном, его празднуют националистические группировки. В 2011 году одна из таких групп сожгла российский флаг перед посольством РФ в Токио, что привело тогда к международному скандалу. Несмотря на предусмотренную для таких случаев административную ответственность по статье "разрушение государственной эмблемы иностранного государства", о которой напоминали сотрудники российского МИДа, виновники не понесли никакой ответственности. С другой стороны, в марте 2012 года правительство Японии приняло решение заменить термин "незаконно оккупированные территории" на более мягкий термин "территории, занятые без юридических оснований". Этим, однако, и исчерпываются уступки японской стороны.

Несмотря на постоянные выражения уверенности в скорейшем урегулировании проблемы, ее решение, фактически, упирается в принципиальный вопрос двух северных островов. Россия признает себя правопреемником СССР и регулярно выражает готовность отдать Японии небольшие Хабомаи и Шикотан в обмен на немедленное подписание мирного договора. Однако передача сравнительно больших по территории Итурупа и Кунашира, богатых полезными ископаемыми и имеющими стратегическое значение для судоходства в Охотском море, однозначно не отвечает российским государственным интересам.

Япония, в свою очередь, последовательно настаивает на возвращении четырех островов, что изначально является неприемлемым для России вариантом. Поэтому патетические заявления Синдзо Абэ о том, что решение проблемы северных территорий – это выполнение воли покойного отца Синтаро Абэ, в бытность которого министром иностранных дел была подписана Московская декларация, не имеют ничего общего с реальностью. Проблема может быть решена только при условии изменении позиции одной из стран, что чревато серьезной конфронтацией со стороны общественного мнения. Поэтому заявления о скором решении наболевшей проблемы – скорее часть программной речи, а не намерение добиться реальных изменений.

Стоит заметить, что Япония имеет территориальные споры со всеми соседями: помимо Южных Курил, она оспаривает у Южной Кореи острова Токто (Лианкур), а у Китая – Сенкаку (Дюоюйдао). Ситуация вокруг Сенкаку особенно обострилась после того, как в ноябре правительство Японии приобрело несколько островов у частных владельцев – с тех пор японским пограничникам регулярно приходится блокировать китайские корабли, стремящиеся прорваться в территориальные воды спорных островов. А совсем недавно по тревоге были подняты японские истребители – впервые в истории в воздушном пространстве над Сенкаку был замечен китайский самолет. К слову сказать, Синдзо Абэ является сторонником отмены девятой статьи конституции, запрещающей Японии иметь собственную армию, поэтому, обострение ситуации вокруг спорных островов может сыграть ему на руку.

С другой стороны, этот шаг явно идет вразрез с политикой США в отношении Японии: Юкио Хатояма, который три года назад привел к власти Демократическую партию, подал в отставку, так и не добившись обещанного вывода американских войск с Окинавы. Вполне очевидно, что наличие спорных моментов с соседями, не дающих полностью урегулировать внешнеполитические связи, играет важнейшему союзнику Японии только на руку, позволяя держать ситуацию в регионе под контролем.