В Бельгии детям предложат выбор: жить или умереть

Бельгийские парламентарии предложили расширить права несовершеннолетних и разрешить тяжелобольным детям подвергаться эвтаназии. В стране не утихают дискуссии о том, может ли такой выбор совершить человек, не способный адекватно оценивать свои действия.

17 декабря в офисе бельгийской Социалистической партии дали зеленый свет проекту, который включает в себя комплекс поправок к закону об эвтаназии. Процедура, подразумевающая медикаментозное убийство тяжелобольного человека с его согласия, была легализована в Бельгии в 2002 году, сообщает газета La Libre Belgique.

Представитель фракции — сенатор Филипп Моу — предложил парламентариям подумать о применении эвтаназии в отношении детей. "В отдельных случаях права несовершеннолетних должны быть расширены", — заявил политик. Он признал, что ребенок, скорее всего, не может адекватно оценить последствия своего выбора и сознательно выбрать жизнь или смерть. Тем не менее, сенатор отметил, что правовая основа, защищающая как пациентов, так и врачей, должна быть создана, несмотря ни на что.

Согласие на эвтаназию можно будет подписать заранее

В пакет поправок социалисты также внесли пункты, согласно которым люди, находящиеся в коме или страдающие от болезни Альцгеймера и других дегенеративных расстройств, также могут добровольно уйти из жизни. Депутаты пояснили, что те бельгийцы, которые генетически предрасположены к подобным заболеваниям, и просто те, кто заранее хочет быть уверен в достойной кончине, смогут дать согласие на эвтаназию заранее. Их заявление должно будет продлеваться каждые пять лет. Решение можно будет изменить или отменить в любой момент.

Дело в том, что, согласно бельгийскому законодательству, эвтаназии могу быть подвергнуты только совершеннолетние пациенты, находящиеся в сознании и сохранившие все мозговые функции. Медики должны быть уверены, что решение принимается сознательно, обдуманно и добровольно. Кроме того, врачи начнут деликатную процедуру, только удостоверившись в абсолютной неизлечимости больного. Таким образом, те, кто страдает от невыносимых болей, но, тем не менее, сохраняет шанс на спасение, а также люди с психическими отклонениями не могут прекратить свои страдания.

Меры поддержали члены так называемой Другой социалистической партии, которая относится к Фламандскому сообществу. Они с одобрением отнеслись к возможному расширению прав несовершеннолетних, а также предложили включить в список пожилых людей с деменцией (старческое слабоумие).

В ноябре представители фракции посоветовали обязать врача, который откажется выполнить деликатную процедуру, подыскать пациенту другого специалиста. Подобные поправки также поддержали Открытые фламандские либералы и демократы.

В мае этого года Другие социалисты уже подавали заявку на расширение сферы эвтаназии на детей, стариков с деменцией и тех, кто находится в коме. Тогда большая часть парламента во главе с Христианско-демократической и фламандской партией отнеслась к предложению прохладно и отклонила его.

Давать ли отчаяшимся право на смерть?

В 2011 году на эвтаназию решилось около 1000 бельгийцев, причем треть из них проживала во Фландрии. В основном из жизни уходили пациенты в возрасте от 60 до 79 лет. В восьми из десяти случаев больные страдали от последней стадии рака. 92% из них должны были умереть в ближайшее время.

В России эватаназия запрещена законом. Тем не менее некоторым политикам это кажется недостаточным. В начале октября петербургские депутаты во главе с Виталием Милоновым предлагали запретить и "пассивную эватанзию". Ее суть заключается в том, что пациент, потерявший надежду и уставший бороться, просто отказывается от лечения и через некоторое время умирает. Дискуссии о "легальном убийстве" разгорелись в обществе с новой силой после того, как правительство утвердило так называемые "правила смерти".

Однозначной оценки эвтаназии нет и во всем мире. Так, в Голландии, например, соответствующую бригаду можно вызвать себе домой, а в Великобритании мужчина, переживший инсульт и полностью утративший функции движения и речи, так и не смог добиться права на смерть и заморил себя голодом.