Тема:

Коллапс на М10 11 лет назад

Война с дорожными пробками приняла орбитальные масштабы

На трассе М10 "Москва-Санкт-Петербург", где в конце ноября из-за снегопадов образовались гигантские заторы, введут новую систему наблюдения за дорожным движением. Она включает, в частности, спутниковый мониторинг. На других российских магистралях пытаются избежать повторения транспортного коллапса.

На трассе М10 "Москва-Санкт-Петербург", где в конце ноября из-за снегопадов образовались гигантские заторы, введут новую систему наблюдения за дорожным движением. Она включает, в частности, спутниковый мониторинг. А пока что на других крупных российских автомагистралях пытаются избежать повторения транспортного коллапса. Для этого коммунальные и аварийные службы проводят комплексные учения.

Заседание штаба учений Федерального дорожного агентства — выездное в буквальном смысле слова. В салоне автобуса, который едет по трассе "Крым", обсуждается, сколько нужно направить машин для очистки снега и как организовать объезд участков, где возник затор. Результат виден сразу, из окна автобуса.

По легенде учений, на 39 километре трассы М2 произошла крупная авария: столкнулись два грузовых автомобиля, которые перегородили дорогу. Диспетчер вызвал дорожную технику, ГАИ и скорую помощь, и она прибыла через 15 минут. Ситуация осложняется сильным снегопадом. Хотя в реальности на небе — ни облака, асфальт сухой, и техника больше стоит, чем едет. Но это не важно, говорят дорожники: отрабатывается слаженность действий всех аварийных служб.

С помощью видеокамер, метеолокаторов и специальных датчиков, встроенных в асфальт, дежурный диспетчер автобазы может с точностью до часа спрогнозировать появление снега на дороге. Сколько времени снег пролежит на трассе, зависит уже только от умения организовать его уборку. "Мы можем примерно спрогнозировать, когда начнется снегопад, и за два часа до него произвести предварительную обработку, — говорит Марина Чистова, начальник центра управления производством ФГУ ДЭП номер 17. – Во время снегопада мы смотрим количество отложений в режиме online и можем направлять и перенаправлять технику".

С помощью системы ГЛОНАСС на мониторе компьютера можно увидеть каждую уборочную машину. Только не всегда она может проехать к месту расчистки снега. Дорожники просят внести изменения в правила дорожного движения, предоставить спецтехнике с желтыми маячками право преимущественного проезда. Сейчас она этого права не имеет. Кроме того, когда столбик термометра отпускается ниже нуля, на всех машинах должны быть установлены зимние шины, а в багажнике должен лежать мешочек с песком. Сейчас в продаже такого автоаксессуара нет, но если это требование будет обязательным, то продавать песок будут на каждой заправке.

С такими предложениями Росавтодор обратился в Минтранс России после того, как были установлены причины чрезвычайной ситуации, возникшей на трассе М10 в начале декабря этого года. Тогда из-за сильного снегопада в районе Торжка возник затор длиною около двухсот километров. Водители и пассажиры несколько дней вынуждены были провести в снежном плену.

"Основными причинами чрезвычайной ситуации на дороге были: аномальный снег, ДТП на трассе, — перечисляет Роман Старовойт, руководитель Федерального дорожного агентства. – Кроме того, подрядчик, обслуживающий данный участок дороги, не точно выполнил регламент технических операций. Участники дорожного движения нарушали правила, выезжали на встречную полосу, не уступали места спецтехнике". После этого происшествия начальник ситуационного центра Росавтодора был уволен. Своим местом поплатился и заместитель начальника управления эксплуатации и содержания дорог.

В следующем году МЧС планирует запустить на трассе М10 систему комплексного наблюдения и реагирования. Проект получит название "Умная трасса". За состоянием дороги можно будет следить даже из космоса. Вдоль самой трассы МЧС собирается увеличить группировку сил. В случае необходимости на место ЧП готова вылететь авиация. Игорь Солохов, заместитель начальника ФГБУ "Национальный центр управления в кризисных ситуациях", показывает паспорт М10 и комментирует: "Все опасные участки и инфраструктура дороги обозначены. Следующая зона позволяет визуально в режиме реального времени контролировать ситуацию на дорогах, это космоснимки. Прогноз немедленно доводится до сведения МЧС, а далее они координируют усилия всех служб".

Тактические учения по уборке снега для дорожников теперь решено проводить регулярно. Чтобы больше не повторять ошибки трассы М10, в Росавтодоре ищут способы скорейшего оповещения водителей о сложных условиях на дороге. Планируется использовать специальное приложение на телефоне. Оперативная информация об автомобильных заторах должна появиться и на волнах радиостанций, и на специализированых сайтах.