Итоги года: самое успешное российское кино

Российские кинокомпании в уходящем году выпустили 72 фильма, которые только в отечественном прокате принесли больше 4 миллиардов рублей дохода. Кто стал самым успешным в этом году?

Цена попадания в верхние строчки рейтинга самых доходных российских студий — успешная реализация 3-4 проектов в рамках одного календарного года. Исключение одно, и это "Духless": сольный кассовый хит позволил производственному тандему Art Pictures –"Кинослово" взобраться сразу на третье место рейтинга. Однако, к примеру, "Август восьмого" — громкая, но также единственная кинопремьера от новичка списка, "Главкино", не помогла концерну выбиться в лидеры. Самая дорогая отечественная экшн-лента 2012-го работала в прокате агрессивно, но хуже рыночных ожиданий. Как итог, у "Главкино" — лишь шестое место.

"Пока сказать, что высокобюджетное кино может в России отбивать себя, нельзя. К сожалению, одной территории для того, чтобы отбить большие бюджеты, недостаточно", — говорит аналитик Filmpro.ru Владимир Лапин.

Среди других дебютных попаданий в десятку — студия "Ортодокс", выпустившая на волю "Соловья разбойника", и Independent Movie Company , неожиданно ворвавшаяся в число лидеров на второй неделе проката своей картины "Бригада. Наследник". Доходы этой криминальной драмы скоро превысят 250 миллионов рублей.

Самую гибкую производственную стратегию в уходящем году демонстрировала студия СТВ Сергея Сельянова. Ее четвертое место — показатель момента. Еще до праздников состоится релиз ключевого для студии мультфильма "Три богатыря", способного всего за несколько дней принести СТВ больше десяти миллионов долларов.

"Стратегия СТВ в последние годы — это выпускать свои популярные проекты на рубеже годов, чтобы они участвовали в так называемой новогодней битве и собирали на праздниках ту впечатляющую кассу, которую они собирают в последние время, больше 20–25 миллионов долларов за проект", — поясняет аналитик Filmpro.ru Владимир Лапин.

Свои главные доходы в этом году СТВ получала не только с мультфильмов – в портфеле студии сверхуспешный приключенческий фильм "Джунгли" с Верой Брежневой и Сергеем Светлаковым и новая картина Алексея Балабанова "Я тоже хочу". Кроме того, СТВ обеспечила выход на экраны авторской ленте "Кококо" Дуни Смирновой и документальному проекту "Антон тут рядом", вовсе не нацеленному на извлечение прибыли.

Лучше всего российские студии по-прежнему зарабатывают на смехе. Финишировавшая в рейтинге второй "Студия Квартал 95" в прошедшем киносезоне работала в сегменте абсурдных и легких романтических комедий. Самый кассовый продукт "Квартала" – "Ржевский против Наполеона" – был снят совместно с компанией "Леополис".

Тем же направлением бюджетных развлекательных фильмов движется и обладатель первого места, безоговорочный лидер рейтинга компании Enjoy Movies: "Тот еще" с Михаилом Галустяном в роли Карлсона, "Мужчина с гарантией" с Александром Алешко и Нонной Гришаевой. Впрочем, последний проект студии — киноальманах "С новым годом, мамы" — стал для Enjoy неплохой заявкой на стыке жанров. Молодая компания практически сходу завоевала пятую часть рынка. Как итог, за год студия заработала 800 миллионов рублей, а ее картины посетили 4 миллиона зрителей.

"Я думаю, пока что планка, которую мы взяли – 4 фильма в год, 4–5 фильмов – это максимум, потому что в России очень тяжело делать кино, потому что зимнее время – не сезон. И мы все, так или иначе, снимаем весной, летом или осенью. По жанрам? Ну, опять же, это либо семейное кино, либо молодежные комедии. Возможно, через несколько лет мы и будем снимать драмы, но надо, чтоб зритель был к этому готов", — рассуждает Сарик Андреасян.

И все же, несмотря на все усилия российской кинематографии, прокатом в стране до сих пор заведует Голливуд. Впервые с 2003 года ни одна отечественная картина не попала в сводную десятку главных кассовых хитов сезона.

Сегодня