Тема:

Госсовет в Красноярске 16 лет назад

Путин: передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее

Путин: передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее
Президент России Владимир Путин выступил на заседании президиума Госсовета, который рассматривает проблемы развития транспортной инфраструктуры страны. "Сегодня нам предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры, - отметил он. - Общеизвестно, что для России с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее". По его словам, "она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода к инновационному пути развития. Я уже не говорю об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации для повышения трудовой мобильности и возможностей коммуникации".

Президент России Владимир Путин выступил на заседании президиума Госсовета, который рассматривает проблемы развития транспортной инфраструктуры страны. "Сегодня нам предстоит обсудить широкий круг вопросов, связанных с модернизацией транспортной инфраструктуры, - отметил он. - Общеизвестно, что для России с ее огромной территорией современная и передовая транспортная инфраструктура - это поистине дорога в будущее". По его словам, "она имеет стратегическое значение для экономического роста и качественного перехода к инновационному пути развития. Я уже не говорю об открывающихся новых возможностях для региональной и международной кооперации для повышения трудовой мобильности и возможностей коммуникации".

В последнее время, продолжил глава государства, потребности в транспортных услугах "только растут, однако существующая инфраструктура просто не в состоянии их обеспечить". Значительная часть ее объектов уже вышла из строя, стала технически непригодной или морально устаревшей. "Приведу лишь несколько цифр: за 15 лет количество действующих аэропортов сократилось в четыре раза, большая часть железнодорожного парка воздушных и речных судов уже выработали предельные сроки эксплуатации, износ основных фондов речных портов составляет от 50% до 70%, а аэродромной сети приблизился к критическим 80%", - констатировал Путин.

Президент РФ напомнил, что правительству "неоднократно давались поручения по развитию транспортной инфраструктуры в России. Кое-что в этом направлении делается. Определенные позитивные сдвиги есть". Принята и реализуется транспортная стратегия России до 2020 года. В основном, одобрена стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Ими предусмотрено строительство новых, в том числе высокоскоростных, железных дорог, модернизация аэропортов и автодорог.

"Улучшить ситуацию должны и инновации Бюджетного кодекса, - отметил Путин. - Они позволяют заключать госконтракты на весь срок строительства крупных объектов". Вместе с тем, по его мнению, для опережающего развития транспортной инфраструктуры "запланированных мер недостаточно и нужен системный комплексный подход к взаимоувязанному и долгосрочному развитию всех объектов и видов транспорта".

Уже сегодня, подчеркнул президент РФ, "надо четко знать: какой транспорт и какие маршруты наиболее востребованы и удобны для той или иной территории. В первую очередь, для жителей отдаленных районов." К примеру, на Крайнем севере в отсутствии железнодорожного сообщения и автодорог, основные объемы перевозок грузов и пассажиров обеспечиваются в летний период речным транспортом. При этом их себестоимость в десятки раз ниже, чем единственно альтернативным авиационным транспортом. "С другой стороны, в каждом регионе нужно добиться оптимального сочетания внутри- и межрегиональной транспортной инфраструктуры и чтобы не оказаться в положении "догоняющих" - как можно более точно определить и текущие транспортные потребности, и перспективные", - подчеркнул глава государства.

Президент России также отметил, что "нерационально и недопустимо, когда из-за стагнации рынка местных авиаперевозок около двух третей всех внутрироссийских авиаперелетов осуществляется через Москву. Мы понимаем, что это, во-первых, удорожает для граждан, да и для бизнеса, все эти перевозки, и, конечно, перегружает и так перегруженный мегаполис".

По его словам, без формирования государственной опорной сети аэропортов (включая крупные международные узловые центры) ситуация здесь не изменилась. "Решение о создании такой сети мы приняли в декабре прошлого года, - сказал Путин. - Однако заметного сдвига здесь пока не произошло. Предлагаю сегодня об этом поговорить, если у меня не точные данные, то поправьте меня".

Глава государства отметил, что "важно, кроме того, интегрировать внутренние транспортные сети с международными. Я уже об этом говорил выше, хочу подчеркнуть это еще раз. Это позволит повысить экспортный потенциал, предложить нашим партнерам новые - более короткие и выгодные пути транзита грузов и пассажиров". И тот регион, в котором "мы находимся, Красноярский край - один из самых лучших примеров. Вот Александр мне говорил Хлопонин по поводу того, что уже в некоторых странах выстроили эти линии. Давно уже выстроили. Более того, даже объекты инфраструктуры возвели. Рассчитываю, что и мы тоже сделаем свою часть работы. Надо этим воспользоваться. Совершенно очевидным конкурентным преимуществом", - сказал Путин.

"Еще один важный вопрос, - продолжил президент РФ. - За последние годы значительно увеличился объем средств, выделяемых из федерального и местного бюджетов на модернизацию транспортной инфраструктуры. Однако эти вложения должны активнее подкрепляться частными инвестициями". По его убеждению, сделать это можно "за счет внедрения современных форм частно-государственного партнерства". В некоторых регионах, эта работа идет, к сожалению, идет очень медленно.

Как сообщил Путин, в Санкт-Петербурге принят закон, где, наряду с концессией, предоставлен целый ряд других перспективных вариантов и моделей партнерства. Такой позитивный опыт нужно изучать и перенимать. "Но хочу обратить внимание наших коллег из правительства, в том числе министерство экономического развития, - подчеркнул президент. - Я знаю, как долго регионы согласовывают эти вопросы. Месяцами просто длятся согласования. Если не годами иногда. Вот ходят, ходят по кабинетам, кто-то запятую не там поставил и опять по новому кругу запускают".

"Отдельно остановлюсь на развитии транспортной сети в крупных центрах и их пригородах", - заявил глава государства. В "час пик", по его словам, "они буквально "задыхаются" от дефицита наземного транспорта. Вывод очевиден: необходима разработка комплексных программ развития пригородного и городского пассажирского транспорта". И особый акцент, убежден президент, "должен быть сделан на развитии внеуличного скоростного транспорта - метрополитенов и скоростного трамвая". Здесь, очевидно, нужно искать "новые и масштабные источники поступления внебюджетных средств". А механизмы государственно-частного партнерства, убежден Путин, "должны быть реально привлекательными и выгодными не только для государства, но и для тех, кто вкладывает частные ресурсы".

"Я сказал только об основных темах, которые считал бы необходимым предметно обсудить. Надеюсь, что их в ходе сегодняшнего обсуждения возникнет больше", - подчеркнул президент РФ.