VR-перчатки от Цукерберга помогут ощупать метавселенную

Корпорация Meta (запрещена в РФ) показала прототип перчаток для виртуальной реальности, которые позволяют передавать ощущения от прикосновения к нарисованным объектам.

Корпорация Meta (запрещена в РФ), это которая до недавнего времени называлась Facebook (запрещена в РФ), показала прототип перчаток для взаимодействия в виртуальной реальности. Собственно, они позволяют передавать ощущения от прикосновения к нарисованным объектам.

Это ключевая задача. Сейчас в большинстве популярных систем за взаимодействие с разными предметами и за положение рук в виртуальном мире отвечают контроллеры-рукоятки. Они сами по себе довольно неудобные, и главное, управление не интуитивное.

Скажем, если человек хочет взять мячик, нужно нажать на курок. Хотя в реальности мы бы просто схватили его руками. И вот тут как раз необходимо не просто отследить положение пальцев, но и дать тактильную обратную связь, понимание того, в какой момент человек коснулся предмета и с какой силой его сжимает.

И вот для этого и нужна VR-перчатка, создать которую пытаются уже лет 40. В варианте Meta – это 15 пластиковых пневмоподушечек, которые могут наполняться воздухом или сдуваться и за счет этого воздействовать на кожу ладони и имитировать взаимодействие с различными поверхностями. Они могут передавать прикосновение или, например, сопротивление, в какой-то степени вес предмета. Ну и разумеется, эти же перчатки позволяют и отслеживать положение пальцев в пространстве. В деморолике создатели показали, как такая перчатка помогает брать разные предметы в виртуальной реальности, а также как с ее помощью можно играть в игры, где нужны четкие движения. Судя по видео, работает всё довольно неплохо, по крайней мере в демоварианте. Что, впрочем, не удивительно.

Применение пневмоактуаторов считается одним из перспективных направлений в создании таких устройств. Более того, очень достойно работавший вариант аналогичного устройства я тестировал на конференции Dassault Systèmes еще в 2019 году (тогда такие мероприятия проходили в очном режиме). Это была разработка американской компании HaptX. И даже в статусе прототипа ощущения оно обеспечивало непередаваемые.

Вот сейчас у меня на руке сидит лиса. Ее можно почесать за ухом. Более того, рука на самом деле чувствует лапки лисы, которая ходит у меня по ладони. Тут говорят о каком-то невероятном разрешении, точности позиционирования пальцев и руки в пространстве. Верится в это по правде с некоторым трудом. Не то что бы всё было плохо, но хочется того самого позиционирования немного побольше. Но в любом случае это существенно лучше, чем всё что я видел и пробовал до сих пор.

С тех пор HaptX довела свои пневмоперчатки до условно серийного производства. Но доступны они по сути исключительно корпорациям: для VR-моделирования самолетов или управления роботами. Как минимум потому, что оно всё довольно громоздкое и очень дорогое. Ровно о том же говорят и в Meta. В своем блоге разработчики указывают, что до серийного производства далеко как раз из-за габаритов и стоимости устройства. Не обещают ничего подобного на массовом рынке в ближайшие лет 10-15. До этого момента в метавселенных останется уповать на зрение и звуки, и рассчитывать на то, что остальные ощущения мозг будет достраивать сам. Ну либо ждать нейроинтерфейса, передачи всех ощущений непосредственно в мозг. Но там тоже не то, чтобы большие прорывы были. Да и страшновато чип в голову вживлять.