Беднеющие россияне скупают технику в кредит


Виктор Драчев/ТАСС

Россияне, увидев, как стремительно падает рубль к основным валютам, бросились скупать бытовую технику в кредит. В начале этого года банкиры отметили нетипичный для января рост спроса населения на кредиты для покупки товаров в торговых сетях.

Россияне, увидев, как стремительно падает рубль к основным валютам, бросились скупать бытовую технику в кредит. В начале этого года банкиры отметили нетипичный для января рост спроса населения на кредиты для покупки товаров в торговых сетях. В январе, как правило, самые низкие показатели выдачи кредитов в году. Однако сейчас показатели сравнялись с ноябрем 2015 года, пишет "Коммерсант".

По мнению экспертов, граждане повторяют прошлогодние ошибки. Они активно скупают, правда, теперь уже в кредит, товары в торговых сетях. В условиях девальвации рубля и усугубляющегося экономического спада это может быть рискованным как для заемщиков, так и для банков.

Январский всплеск выдач POS-кредитов отмечают все участники банковского рынка. Большинство банкиров из топ-5 игроков на рынке POS-кредитования ("ХКФ-банк", "Ренессанс кредит", "Альфа-банк", "ОТП-банк" и "Русфинанс-банк") это подтвердили. Так, в "ХКФ-банке" и банке "Ренессанс кредит" сообщили, что в январе 2016 года выдано POS-кредитов на ту же сумму, что и в ноябре 2015 года (7 миллиардов рублей в "ХКФ-банке" и 3 миллиарда рублей в "Ренессанс кредите").

В "Альфа-банке" ожидают, что январские выдачи и вовсе превысят ноябрьские показатели. По итогам января банк прогнозирует выдачи на уровне 4 миллиардов рублей, в ноябре прошлого года он выдал таких кредитов на 3,6 миллиарда рублей. В меньшинстве оказался "Русфинанс-банк", выдавший в январе меньше POS-кредитов, чем в ноябре.

По словам банкиров, особенно активно в январе граждане скупали электронику и бытовую технику, как и в разгар обрушения курса рубля год назад. Разница лишь в том, что сейчас это все больше делается в кредит, а не за свой счет.

Отмечают существенный рост спроса населения на электронику в январе и ритейлеры. "В этом году общерыночные продажи смартфонов за прошедший период в январе практически остались на том же уровне, что и в ноябре 2015 года. Годом ранее январь отставал от ноября более чем на 20 процентов",— пояснили в "Евросети".

"В 2016 году январь действительно стал очень активным месяцем с точки зрения POS-кредитования. Традиционно в январе наблюдается спад по сравнению с концом года, а в этом году объемы выдач кредитов в январе находятся на уровне октября-ноября, что нетипично для нашего рынка",— говорят и в "Связном".

По словам участников рынка, нетипичное поведение потребителей объясняется несколькими причинами. "Электроника и бытовая техника в основном импортные и из-за роста курсов валют могут подорожать быстрее других товаров, например мебели или одежды, что подогревает спрос",— поясняет зампред правления "ХКФ-банка" Александр Антоненко.

"На фоне ослабления рубля некоторые ритейлеры уже повысили цены на 30-40 процентов. В итоге многие граждане в ожидании очередного витка роста цен решили приобрести товары заранее",— согласен с ним старший вице-президент по развитию банковских продуктов и маркетингу банка "Ренессанс кредита" Евгений Лапин.

Между тем, покупатели торговых сетей с начала 2016 года могут лишиться акций и рассрочек по кредитам на товары от банков. Причина — настойчивое желание торговых сетей повысить комиссии для банков за работу в их точках продаж, чтобы компенсировать падение доходов.

Отличие в модели поведения граждан — покупки больше в кредит и меньше за свой счет год к году объясняется существенным снижением за 2015 год доходов людей и уровня их покупательной способности. Из-за роста цен и снижения доходов от потребности в кредитах не спасают даже накопления, размещенные год назад в банках под высокие ставки, срок которых истекает как раз сейчас. Свою роль сыграло активное продвижение программ кредитования ритейлерами в январе 2016 года.

В то же время, как год назад, в январе 2015-го, большинство кредитных программ было заморожено из-за резкого повышения ключевой ставки (на 6 процентных пунктов) и рисков кредитования под повышенные соответствующим образом кредитные ставки. На серьезный рост продаж в начале этого года по сравнению с прошлым годом, кроме ослабления рубля, мотивирующего совершать инвестиционные покупки, могло повлиять и решение многих россиян остаться на новогодние каникулы дома.

Впрочем, как показал прошлогодний опыт, особого экономического смысла в повышенном потреблении таких товаров, а уж тем более в кредит, нет, указывают эксперты. Аналогичный всплеск ажиотажного спроса на товары из-за ожиданий повышения цен уже был в конце 2014 года. В итоге, рост цен не оказался столь значительным, так как продавцы, желавшие сохранить свою долю рынка, не стали отражать в ценниках реальное ослабление рубля, чтобы не отпугнуть потребителей.