О своих удивительных талантах, оркестре и участии в шоу Сергей Поляничко рассказал в преддверии финала масштабного международного проекта, который состоится 17 мая.
– Сергей, вы вместе с Роговым оркестром приняли участие в шоу "Удивительные люди" и вышли в финал. Ожидали такого?
– Я совершенно не ожидал, что пройду в финал, потому что, на мой взгляд, там участвовали такие удивительные люди! Особенно меня потрясли маленькие девочки-вундеркинды с феноменальной памятью и скоростным счетом. Я даже, честно сказать, объяснения этому не нахожу. Поэтому, конечно, я совсем не рассчитывал на то, что именно я могу стать финалистом этого этапа. И тем не менее это было, конечно, очень приятно.
– Как вообще готовились к выступлению в программе?
– Готовились мы самым обыкновенным образом в студии в Петербурге, репетировали, представляли, как это может быть. Я не знал, какие задания нас ждут, понятия не имел, что будет, – это была настоящая интрига. Конечно, немного переживали, нервничали, но, надеюсь, удалось удивить и экспертов, и зрителей.
– Вы способны угадать произведение по исполнению только одним инструментом. Как это происходит? Это врожденный навык? Или такую способность можно натренировать?
– Я действительно смог угадать произведения, когда играл только один инструмент и только одну ноту. Это было сложно. И я, честно сказать, не могу объяснить до конца, как это происходит, просто у меня от ноты к ноте складывается произведение, то есть я начинаю его просто внутри слышать. Наверное, здесь и навыки мои, и, может быть, какие-то природные моменты. Но думаю, что такую способность, конечно, можно натренировать за годы занятий этой профессией.
– Расскажите о вашем оркестре: почему вы в принципе решили возродить забытую на сто с лишним лет традицию?
– Это все – цепочка случайностей, которая привела к тому, что нам это удалось. С самого начала у нас образовалась группа энтузиастов, которым просто это было очень интересно, потому что это необыкновенный оркестр, неповторимый, уникальный. И, конечно, было искренне любопытно, как это устроено, как это звучит. И еще это была своего рода провокация, потому в Советской Энциклопедии написано, что жанр утерян и невозможен к возрождению. А оказалось, что возможен, просто очень много звезд должно сойтись, чтобы это произошло. Думаю, мы сделали совершенно невероятное дело – воскресили динозавра. (Смеется.) Но как мы его сделали, не могу сказать – просто делали: сначала организовали мастерскую, потом в этой мастерской изготавливали инструменты, а уже потом в течение семи месяцев репетировали свою первую программу.
– А что собой представляют инструменты в современном роговом оркестре? Вы как-то меняете их со временем? Какой самый маленький инструмент, а какой самый большой?
– Сейчас у нас уже четвертый комплект инструментов, он самый большой. И, конечно, сильно отличается от первого комплекта, потому что мы наблюдаем за инструментами, мы их совершенствуем, ищем разные "штучки": меняем сплав, диаметры и т.д. Самый большой инструмент в нашем комплекте – нота до контроктавы – это трехметровая труба, а самый маленький – нота ля второй октавы – где-то семь сантиметров.
– Какими качествами или навыками должен обладать человек, чтобы заиграть в роговом оркестре?
– Когда мы проводим отбор музыкантов в оркестр, мы ориентируемся на людей, у которых особенно развито чувство ритма и абсолютный, или близкий к этому слух. И, конечно, очень важно звучание, потому что бывает так, что все хорошо у человека со счетом, играет он прекрасно ритмически, все у него получается, а не звучит. И лишь когда все три параметра собираются воедино, с таким музыкантом, без сомнения, мы сможем работать дальше. В оркестр мы стараемся приглашать музыкантов, которые играют на медных духовых инструментах: на трубе, валторне, тромбоне или тубе. Были у нас попытки приглашать духовиков-"деревяшек", но с ними чуть сложнее работать, потому что мундштуки разные, и навыки, привычки тоже разные. С медными проще.
– Правда ли, что на то, чтобы выучить "Времена года" Вивальди, ушло семь лет?
– Это такие концерты, которые сложны и для струнного оркестра, и для солиста, и для всех тех музыкантов, которые могут играть много нот на одном инструменте. А когда это делают люди, которые складывают каждый пассаж по одной ноте? Когда одну гамму играет семь человек? Да, учили мы долго. Но у меня была мечта сделать переложение Вивальди, и мы это сделали!
– Модная нынче тема – искусственный интеллект. Как вы думаете, ИИ справился бы с созданием произведения для рогового оркестра? Или это подвластно только человеку?
– Это сложный вопрос на данный момент. Ту музыку, которую искусственный интеллект написал бы сегодня, мы вряд ли бы стали играть. Но однажды ИИ сможет писать прекрасную музыку, потому что он все время обучается. Посмотрим, может через пару-тройку лет так и будет. Не могу сказать, хорошо это или плохо, но теперь он живет рядом с нами. Или мы рядом с ним. Так уж получилось.
Все выпуски шоу "Удивительные люди" доступны на м медиаплатформе "Смотрим".