Мозговой штурм правительства и путинский принцип

Положение в экономике России оставалось на прошедшей неделе предметом пристального внимания президента и правительства России.

Положение в экономике России оставалось на прошедшей неделе предметом пристального внимания президента и правительства России. Владимира Путина заботили условия развития малого бизнеса, качество образования и перспективы научных разработок, в то время как правительство работало над коррекцией госбюджета и выработкой нового антикризисного плана.

Разговор на форуме "Опора России" шел конкретный, а членам правительства, отвечающим за экономику, было что записать. Предложения по стимулированию бизнес-активности в стране сыпались одно за одним. Президент, как правило, их поддерживал, но и перебрасывал на первый ряд. Путин явно не хотел у министров, как говорится, отнимать хлеб, поскольку, согласно Конституции, именно правительство отвечает за социально-экономическое положение в стране.

Говорили, например, о том, что меньший курс рубля благоприятен для экспорта. Но малые предприятия на этом направлении уж точно нуждаются в господдержке, в том числе и наших торгпредств за рубежом. Было даже предложение оценивать их работу по числу собранных визитных карточек тех иностранцев, кого они консультировали по российскому малому бизнесу.

Обсуждали многое: вознаграждение руководителям госбанков в зависимости от объема выданных малому бизнесу кредитов, улучшение условий аренды при новой системе оплаты по кадастровой стоимости, расширение практики упрощенного налогообложения, презумпцию невиновности и недопустимость публичных обвинений до суда, дальнейшую декриминализацию экономических правонарушений.

"По поводу увеличения порогов ущерба при отнесении к тяжелым и особо тяжким преступлениям. Конечно, нужно дифференцировать. И если речь идет о каком-то особом крупном размере, можно раз в пять увеличить. Надо только внимательно разобраться, что к чему, какие суммы к чему относятся. И вполне эти пороги можно увеличить. Здесь я полностью с вами согласен. И прошу коллег подумать на эту тему", — отметил глава государства.

Видно было, сколь интересен Путину малый бизнес и сколь важен здесь здравый смысл. А каждую высказанную боль президент воспринимал не как жалобы, а как подпитку идей для использования.

"Обещаю, что со своей стороны сделаю все, чтобы и региональные власти, и правительственные структуры положительно на это отреагировали и воспользовались вашими предложениями. Именно воспользовались", — сказал Владимир Путин.

20 января премьер Дмитрий Медведев в Горках проводил встречу с членами Экспертного совета при правительстве. Из девяти приглашенных экспертов четверо представляли Высшую школу экономики, включая ее ректора Ярослава Кузьминова. Во встрече также приняли участие глава РСПП Александр Шохин, банкир Олег Вьюгин, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау и Сергей Синельников-Мурылев — ректор Академии внешней торговли. От членов кабмина — вице-премьер Михаил Дворкович и министр Михаил Абызов. Повод для сбора — мозговой штурм по антикризисному плану правительства.

"Правительство продолжит работу в рамках плана по поддержке экономики, как иногда его называли, антикризисного плана, в который необходимо включить целый ряд мероприятий, ряд мероприятий продолжить, от некоторых мероприятий, которые планировали в прошлом году, отказаться", — заявил Медведев.

В этом и интрига. Делать-то что? Что продолжить? А от чего отказаться? Но тут приглашенный эксперт Владимир Мау начал издалека.

"Нам нужно понять трехлетнюю перспективу, в рамках которой можно и нужно осуществить набор структурных шагов, которые создадут новый потенциал экономического роста, той новой модели роста, о которой говорят все — правые и левые", — сказал ректор Академии народного хозяйства.

Никаких предложений, правда, именно по "структурным шагам" далее в речи Мау не прозвучало, все то же в общей форме: повышение пенсий, таможня, антимонопольное регулирование на локальных рынках, развитие ЕАЭС, зон свободной торговли и снижение инфляции без рекомендаций, как.

Медведев слушал, слушал, ждал нового и чуть не сорвался. "Это, несомненно, так, это во всех документах зафиксировано. Вопрос в том, что делать в конкретном текущем году с показателями инфляции, потому что на сей счет существует дискуссия в правительстве", — сказал он.

Далее прессу с мероприятия попросили удалиться. На сайте правительства стенограмма в этом месте обрывается. В любом случае было понятно, что премьер настроен на действия и оспаривать уже общее понимание, что нужна новая модель роста, не готов. Вопрос, какая это модель и как ее практически сейчас строить?

А ведь правительство в явном цейтноте: с одной стороны, малый бизнес уже через президента заходит, с другой, — крупный рычит голосом Дерипаски. Стоимость рубля миндальничать не располагает.

"Уже достаточно много сказано о нашей экономической политике. Она ясна. Все зависит от нас. Мы должны самостоятельно искать новые ниши на рынках, разговаривать с нашими клиентами", — заявил генеральный директор компании "Русал" Олег Дерипаска.

Он сдаваться не собирается, как и многие его соседи по списку Forbes, готов опираться лишь на свои силы, что неплохо и без иллюзий.

"Надо понимать, что денег в бюджете 2017 года нет никаких. Мы это понимаем. Мы понимаем, что 2016-й — это последний год, когда государство может поддержать производителя, а дальше производители будут поддерживать государство и своих коллег, сотрудников. Мы должны этим годом воспользоваться. Либо сейчас, либо этот рынок будет занят китайскими, индийскими компаниями, арабскими. Мне кажется, что это очень важно", — подчеркнул Дерипаска.

Так или иначе, а свой антикризисный план правительство обещает представить уже на ближайшей неделе, о чем объявила Ольга Голодец, вице-премьер кабинета. Но это лишь пожарный, смягчающий удар. С мерами поддержки населения.

Министр финансов Силуанов сообщил еще о двух планах, что готовит правительство: о краткосрочном — на этот год — и среднесрочном — на 2017-2019 годы. До этого говорилось также о разработке стратегии-2030, то есть до 2030 года. Про нее уже шутят, что стратегия "20-30" — это стратегия при нефти от 20 до 30 долларов. Так что планов — громадье. Ждем.

В любом случае госбюджет этого года будет сокращен. Силуанов говорит, что весной. Пропорции обещают разумные, но конкретные подходы не сообщены. Долги увеличивать пока не планируется.

Сомнения все еще вызывает объявленная приватизация компаний с госучастием, например, "Роснефти" и крупных банков — Сбербанка и ВТБ. Хладнокровный экспертный взгляд здесь таков: "В условиях бюджетного дефицита приватизация может быть рассмотрена как один из источников дополнительных бюджетных доходов, но в текущих условиях, когда российские активы очень сильно подешевели, продажа активов возможна только с дисконтом".

С дисконтом, то есть по дешевке. Много не заработаешь, а активы потеряешь. По крайней мере, экс-министр финансов Алексей Кудрин советует затеянную приватизацию нефтяных компаний отложить на год-полтора, а мудрый Андрей Костин — глава ВТБ — тоже не горячится свой банк продавать. Конечно, он дисциплинирован, если будет приказ, но пока очень уклончив и по-хозяйски бережлив. Продавать долю в находящемся под санкциями банке, да еще при ужасной конъюнктуре? Мол, простите, чья это будет ответственность?

"Я хотел бы дождаться окончательного решения правительства относительно того, сколько акций планируется продать, какие сроки, есть ли какие-то стоимостные ограничения по этому вопросу, чтобы уже заняться конкретной проработкой этого вопроса в нынешних очень непростых условиях. Я не против приватизации, но я — реалист и хотел бы четко сначала проанализировать ситуацию на рынке, наши возможности, где эти инвесторы, каков у них аппетит, как сегодня они рассматривают возможности приобретения акций, прежде чем делать какие-то окончательные выводы или какие-то даже окончательные рекомендации давать нашему правительству", — заявил Костин.

Также важно прохождение сигнала от политического руководства страны к системе управления. Например, такого сигнала от Путина, что он сформулировал на встрече с учеными, обещая поддерживать сильные исследовательские центры.

"По поводу поддержки только успешных центров. Конечно, это звучит резковато. Но чего нельзя делать, так это поддерживать бесперспективные центры. Это все равно что в экономике вечно субсидировать предприятия, которые обречены на то, чтобы быть закрытыми. Жалко просто денег, которые могли бы достаться тем людям и организациям, которые добиваются и способны добиваться новых успехов. Они просто будут уходить неизвестно зачем", — считает президент.

Вот он, путинский принцип, инвестировать в сильных, нацеливаясь на рост. Скоро глава государства планирует встречу с правительством, где заслушает предложения, оценит идеи и даст поручения. Мозговой штурм продолжается.

Нефть в начале прошедшей недели драматично падала. Рубль тоже потянуло вниз. 22 января — вновь скачок вверх! Мы наблюдали за этим без удовольствия, но и без дергания. Какой смысл бежать в обменники, когда все равно не угадаешь? По заявлениям руководства крупнейших банков России – Сбербанка и ВТБ — в поведении миллионов их клиентов ничего необычного не было, ведь самоутешение потом слабое, да и потерять можно. Так что не дергаемся. Спокойно учимся и работаем.