Постправда. Реплика Максима Кононенко

Каждый год составители Оксфордского словаря выбирают слово года. На минувшей неделе словом 2016 года был назван термин "постправда".

Каждый год составители Оксфордского словаря выбирают слово года. На минувшей неделе словом 2016 года был назван термин "постправда". Сотрудники Оксфордского словаря определяют этот термин так: "Обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми для формирования общественного мнения, нежели обращения к эмоциям и личным убеждениям".

Понятие это не новое, но именно в этом году оно пришлось как никогда кстати. Сторонники проигравшей президентские выборы в США Хиллари Клинтон с его помощью теперь объясняют, почему американцы в ходе кампании в общем случае доверяли постам в социальных сетях больше, чем новостям с телеэкранов. То есть делали свой выбор на основе лживой информации из Facebook (запрещена в РФ), а не на основе правдивой информации CNN.

И надо же такому случиться, что именно в ту неделю, когда термин "постправда" стал словом года, он был ярчайшим образом проиллюстрирован официальными лицами США. То есть самими сторонниками Хиллари Клинтон.

Началось всё с того, что представитель Государственного департамента США Джон Кирби в очередной раз обвинил Россию в нанесении ударов по сирийским больницам. А информацию об этих ударах Госдепартамент получил от "заслуживающих доверия гуманитарных организаций". В ходе брифинга корреспондент российского телеканала попросила его уточнить, по каким именно сирийским больницам наносились удары. На что господин Кирби неожиданно и как-то не очень вежливо порекомендовал корреспонденту обратиться к российскому правительству. "Попросите у них список больниц, по которым вы наносите удары", — отвечал Кирби.

Такое малопрофессиональное поведение несколько удивило других присутствовавших на брифинге журналистов. Инцидент приобрел такой резонанс, что президенту США Бараку Обаме пришлось упомянуть его во время встречи с канцлером Германии Ангелой Меркель. И вот что сказал президент:

"В эпоху столь активной дезинформации, когда ложные сведения подаются в очень красивой упаковке и выглядят одинаково на странице Facebook и на экране телевизора... Когда чересчур рьяная реакция со стороны американского должностного лица сравнивается с постоянными жестокими репрессиями в других странах… Если всё будет восприниматься одинаково, если не будет делаться никаких различий, мы не будем знать, что нам следует защищать, за что нам следует бороться."

Вроде бы всё ясно: на экране американского телевизора — правда, а на странице Facebook – красиво упакованная дезинформация. Та самая постправда, которая так мешает. И надо сделать правильный выбор, иначе не будет понятно, за что бороться. Если по телевизору сказали, что русские разбомбили больницы, — значит, так оно и есть. А сомневаться в этом — значит, лить воду на мельницу тех, у кого постоянные жестокие репрессии и всё такое.

И тут вдруг на сцену выходит сама "заслуживающая доверия гуманитарная организация". Которая оказалась всего одна, но какая! Только вслушайтесь, это же музыка сфер: турецкий офис Сирийского американского медицинского сообщества, зарегистрированного в штате Иллионойс и со штаб-квартирой в Вашингтоне. И вот этот самый турецкий офис сообщает, что им (внимание!) неизвестно, кто именно наносил удары по больницам. Представителей самого Сирийского американского медицинского сообщества в Сирии нет. А об ударах по больницам они знают только со слов очевидцев, которые неизвестны.

И вот мы с вами, кажется, начинаем понимать, что же такое постправда на самом деле, а не на словах сторонников Хиллари Клинтон.

Барак Обама сказал, что мы должны сделать выбор между экраном телевизора и дезинформацией. И что же нам выбрать, если мы видим, как официальный представитель Госдепартамента рассказывает журналистам откровенную дезинформацию? А они потом будут пересказывать эту дезинформацию с телеэкранов. И телезритель узнает, что русские разбомбили последний госпиталь в Алеппо 10 июня, 28 июля, 19 августа, 1 октября, 14 октября, 17 ноября. И каждый раз это именно последний госпиталь, и с его разрушением в Алеппо других больниц больше нет. И город остается без медицинской помощи вообще. Вот уже полгода как.

А зритель — ведь не дурак, он всё это видит. И, разумеется, в таких обстоятельствах он выбирает Facebook. Ему ничего другого не остается. Он же должен выбрать! Иначе непонятно, за что бороться.

И всё получается в строгом соответствии с определением Оксфордского словаря: "Обстоятельства, при которых объективные факты являются менее значимыми для формирования общественного мнения". Ну, просто потому, что ни в какие объективные факты американцы больше не верят.

И между враньем американских телеканалов и враньем на Facebook американец, разумеется, выбирает вранье на Facebook. Оно хотя бы веселое.