По данным ямальского департамента образования, около двадцати процентов родителей не хотят, чтобы их дети изучали родной язык. Проблема во многом объяснялась опасением, что такое изучение нанесет ущерб знанию русского языка и в итоге помешает вписаться в современную жизнь. «Нужна совместная работа с общественниками: как уравновесить государственную задачу и задачу сохранения языка», — считает директор департамента Ирина Сидорова. Она озвучила эту проблему на заседании президиума совета Ассоциации финно-угорских народов России в Салехарде.
По мнению Ирины Сидоровой, должна быть большая заинтересованность самих народов, культурно-национальных автономий в том, чтобы их языки изучались в школах и детских садах. Она назвала еще одну проблему, которую с помощью общественной организации можно было бы рассматривать на федеральном уровне. Предыстория такова: до принятия нового закона об образовании существовали требования к учебному плану школы, где два или три часа были обязательными как региональный национальный компонент. Таким образом, в планы всех школ, где учились дети разных национальностей и имелись этнические особенности, вводились обязательные предметы, которые изучались на высоком системном уровне. Преподавались, например, география Ямала, литература народов Ямала и родные языки, уточняет агентство «Север-Пресс».
«Сейчас этой нормы в законе нет, — сказала Ирина Сидорова. — Каждое образовательное заведение вправе составлять учебный план так, как считает нужным. И сразу система изучения языков, литературы и, тем более, других предметов, связанных с культурой других народов, рухнула».