УрФУ выдвинул писательницу Анну Неркаги на Нобелевскую премию

«За мифологизм прозы и страстное отстаивание культурной самобытности малого северного народа» общественность выдвинула писательницу Анну Неркаги в кандидаты на Нобелевскую премию по литературе. Соответствующую заявку коллектив Уральского федерального университета уже направил в Нобелевский комитет.

Когда Анна Неркаги писала свои первые строки, Нобелевскую премию по литературе в разные годы уже получили Бунин, Пастернак, Шолохов и Солженицын. Это были 70-е: позади оттепель с лириками и физиками, впереди — застойные годы литературного многоголосья. Но уже тогда начинающего писателя интересовали «свои» темы. Только спустя годы читатели и критики поймут, насколько они актуальны. 

Вечная тема «отцов и детей», выбор между судьбой и долгом, сохранение сокровенного в человеке в эпоху наступления цивилизации. Об этом ее ранняя проза — «Анико из рода Ного» и «Илир». Гораздо позже — «Белый ягель». Эту повесть Неркаги закончит только через 10 лет. На такую творческую паузу очень остро откликнулся ее литературный наставник — писатель Константин Лагунов.

Константин Лагунов писал Анне Неркаги: «Мировая история не знает писателя-кочевника. Эти два понятия несовместимы. Они взаимо исключают друг друга. У тебя впереди еще достаточно лет, чтоб реализовать данный тебе Богом дар, создав такие литературные произведения, которые войдут в сокровищницу российской и мировой культуры. Кончай кочевать. Садись за письменный стол. Пиши. Пиши. Пиши...».

На просьбу читателей и коллег Анна Павловна спустя много лет ответила «Молчащим» — повестью, которой, по ее словам, она вынесла смертный приговор своему творчеству. Так не считают те, кто предложил кандидатуру Неркаги на соискание Нобелевской премии по литературе.

«Почему наше внимание сосредоточилось на ней: за то, что она сделала вот эти 4 книги, которые у нее есть, они по проблематике — совершенно злободневны. Ибо мы живем в процессе глобализации, и эта цивилизация нас всех унифицирует. Но мы ведь друг другу интересны не столько тем, чем похожи друг на друга, сколько тем, чем отличаемся. И вот это отстаивание своей культурной самобытности — оно гораздо симпатичнее выглядит, нежели такое милитаристское настаивание на своей неповторимости», — выразил свое мнение профессор Уральского федерального университета, литературный критик Леонид Быков.

У Анны Неркаги нет профессионального писательского образования. Нет и внушительного количества литературных наград. Но, как показывает практика многолетнего существования Нобелевской премии по литературе — это не всегда бывает важно.