Военный штурмовик Ил-2 подняли на поверхность спустя 72 года


ГТРК "Кубань"

Со дна Черного моря поисковики подняли ИЛ-2 и доставили его в Геленджик. Что удивительно, в кабине до сих пор находится тело пилота. Экспертам еще предстоит установить личность погибшего и детали последнего боя.

Со дна Чёрного моря достали штурмовик ИЛ-2. Под водой он пролежал 72 года. Поисковики подняли его на поверхность и доставили в Геленджик. Что удивительно, в кабине до сих пор находится тело пилота. Экспертам еще предстоит установить личность погибшего и детали последнего боя. Но и сам ИЛ-2, представляет большую ценность.

В списке найденных самолётов, которые пропали во время Великой Отечественной войны, он стал 194. И первым штурмовиком ИЛ-2, который пролежав 72 года под водой, практически полностью сохранился. Если бы не толстый слой ила и ракушек, можно было б рассмотреть каждую деталь фюзеляжа, крыльев и даже приборной доски.

Сохраниться до сегодняшнего дня не смог лишь хвост самолёта. Дело в том, что в ИЛ-2 он был сконструирован из дерева. Поэтому, пока сложно определить, отломился хвост при крушении или был уничтожен временем.

Историческая находка могла так и остаться на дне Чёрного моря. ИЛ-2 нашли случайно в районе Таманского полуострова. Решение было однозначным. Поднимать. Даже несмотря на риск, что катер с такой нагрузкой может не справиться.

"Он лежал на десятиметровой глубине. Достаточно сложный был подъём. И, скорее всего, нам могло просто не хватить техники. Мы не знали сколько он точно весит. Не очень долго думали. Наверное, по этическим соображениям, чтобы родственники узнали о судьбе члена семьи, — рассказал Александр Пчеловодов, капитан корабля.

Поисковики говорят, что в кабине самолёта во время последнего полёта находились двое. Но сохранились лишь останки пилота. Это было одно из тех страшных воздушных сражений, когда фашисты уже изучили все слабые стороны самолёта ИЛ-2. И атаковали застав врасплох.

"Если у стрелка радиста заканчиваются патроны, самолёт остаётся безоружен и неприкрыт. Поэтому немецкие самолёты зашли сзади справа и стреляли короткой очередью. Мы видим две пробоины справа. Они попали в мотор. Одно попадание было в пилота. Свою боевую задачу этот экипаж выполнил до конца, — прокомментировал Александр Шимкив, руководитель поисковой организации «Подвиг».

Сердце ИЛ-2 сейчас хранит самую ценную информацию. По идеально сохранившемуся номеру двигателя поисковики установят имена тех, кто управлял штурмовиком. И попытаются найти их родственников. Тогда же можно будет восстановить подробности последнего боя самолета. Который теперь стал частью истории края. А его герой может занять место в геленджикском Парке Победы.