Реставрация дворца Ольденбургских: белые перчатки с пинцетом вместо кувалды

В замке принцесссы Ольденбургской разбирают печи и камины – для того, чтобы воссоздать их облик с максимальной точностью. Всё это – лишь часть реставрации. Затронет она не только дворец, но и его территорию. На заключительном этапе реставрации попытаются воспроизвести интерьеры дворцового комплекса.

В замке принцесссы Ольденбургской разбирают печи и камины, которых там 11 штук – для того, чтобы воссоздать их облик с максимальной точностью. Получается, правда, не с первого раза, работа кропотливая и сложная. Всё это – лишь часть реставрации, которая идёт полным ходом. Затронет она не только дворец, но и его территорию, причём, уже в ближайшее время. 

Реставратор Роман Сувоков предлагает загадку на внимательность — различить, какие части старого камина были изготовлены в конце 19 века, а какие буквально вчера. "Вот внутри, внутренняя часть – это старый изразец, а вот это всё остальное новое", — рассказал художник-керамист Роман Суворков.

Определить на глаз сложно. Специалисты кропотливо воспроизвели не только внешний вид – даже состав материала для изразцов на камине тот же. Говорят, работали методом проб и ошибок. То цвет не подходил, то теплопроводность подводила. За это время перебрали камин буквально по кирпичу. Чтобы поменять всего одну деревянную полку пришлось разобрать всю конструкцию. "В будущем всё это будет покрыто лаком, и будет иметь собственно первозданный вид", — говорит художник-керамист Роман Суворков.

Этот камин в стиле модерн можно будет затопить уже через пару недель. Помимо него во дворце восстанавливают ещё 4 печи. Некоторые из них уцелели лишь фрагментарно.

Самую большую комнату в доме – гостиную изначально отапливали сразу двумя печами. Одна из них сейчас почти полностью разрушена, её даже не показывают посетителям. По сути, от неё осталась лишь одна целая деталь – это вот изразец. По его внешнему виду будут восстанавливать печь целиком.
В период гражданской войны чертежи дворца, вместе со схемой отопительной системы были утеряны. Карта дымоходов, составленная уже современными специалистами, открыла интересную деталь — из-за недостаточной тяги камины во дворце сильно чадили, потому растапливать их на полную мощность было невозможно. Обитатели дворца жили в, мягко говоря, прохладном доме. "Дворец промерзает до основания, что не есть хорошо для кирпичной кладки. Поэтому очень важно его хотя бы согреть", — говорит экскурсовод Людмила Царёва.

Сегодня Рамонский дворец не отапливается вовсе, в условиях "исторического холода" главная задача реставраторов – уберечь помещения от сырости. Для этого уже обновили крышу, сменили оконные рамы на втором этаже. Чтобы наледь зимой не разрушала кладку, снаружи оборудовали водосток с подогревом.
Людмила Царёва, экскурсовод, отметила: "Здание историческое, подходить к таким зданиям надо не с ломом и кувалдой, а всё-таки с белыми перчатками и пинцетом".

В ближайших планах – восстановление дворцового парка. Озеленить территорию обещают к очередному Платоновскому фестивалю. Параллельно ведутся работы по расчистке второстепенных зданий дворцового ансамбля, в том числе сгоревшего в прошлом году Свитского корпуса. Людмила Царёва, экскурсовод, пояснила: "В них очень долго жили люди, поэтому здания элементарно перестроены. Но уже экспертные работы проведены. Восстанавливаться будут здания в соответствии с историческим обликом".

На заключительном этапе реставрации попытаются воспроизвести интерьеры дворцового комплекса. Предметов уцелело не много, так что убранство дворянских залов восстановят по обстановке дворцов той же эпохи в Петербурге, Германии и Финляндии.