Создатель "Бука" и "Куба" Тамерлан Бекирбаев празднует 80-летний юбилей

80-летний юбилей отмечает создатель зенитных ракетных комплексов "Бук" Тамерлан Бекирбаев. Он по сей день занимает пост главного конструктора научно-исследовательского предприятия имени Тихомирова. Его последняя работа – радиолокационная система управления "Барс" для одной из модификаций Су-30.

80-летний юбилей отмечает создатель зенитных ракетных комплексов "Бук" Тамерлан Бекирбаев. Он по сей день занимает пост главного конструктора научно-исследовательского предприятия имени Тихомирова. Его последняя работа — радиолокационная система управления "Барс" для одной из модификаций Су-30.

Среди тех, кто последние 60 лет ковал оборонный щит страны, имя Тамерлана Бекирбаева стоит особняком. Точнее, долгое время это имя вообще было мало кому известно. Конструктор, находившийся у истоков развития систем ПВО средней дальности и систем управления истребителей, был засекречен, как, собственно, и весь НИИ в подмосковном Жуковском. Здесь Бекирбаев, приехавший из Махачкалы учиться на радиоинженера, проработал всю свою жизнь.

"Мы жили здесь, мы работали здесь, мы старались создать что-то лучше, чем создают американцы, но не всегда удавалось", — вспоминает Тамерлан Бекирбаев.

И все-таки удавалось довольно часто. Здесь, к примеру, создавались знаменитые "Кубы", зенитно-ракетные комплексы, способные сбивать цели на высоте от 100 метров до 7 километров, то есть и крылатые ракеты, и истребители. "Кубы" разошлись по всем странам Варшавского договора. В ходе арабо-израильской войны 1973 года именно этот комплекс позволил египтянам уничтожить едва ли не половину всех Израильских ВВС. В это время Бекирбаев и его отдел уже корпели над новым детищем. Комплекс "Бук" стал логическим продолжением "Куба". В 1972 году, больше сорока лет назад, начали его разработку, и до сих пор он стоит на вооружении в 11 странах.

В музее института, куда ни глянь, — разработки Бекирбаева. Конструкции, напоминающие барабаны, — на самом деле глаза и уши истребителя, его радиолокационная начинка. Именно она позволяет захватывать цели, без нее пилоты были бы похожи на слепых котят.

Все это разрабатывалось в советское время, потом наступил крах. В 90-е годы, когда предприятия оборонки выживали, производя металлические тазы и прочий ширпотреб, Бекирбаев сам вышел на внешний рынок и заключил контракт с Индией, который, кстати, реализуется до сих пор. Индийские ВВС заказали 272 самолета Су-30МКИ. Это первый в мире сверхманевренный истребитель, запущенный в серийное производство. И уникальным его делает как раз радиолокационная система "Барс", разработка Бекирбаева.

В 2008 году российские Су под управлением индийских асов разбили американскую эскадрилью. Было это во время учений РЭД ФЛЭГ на полигоне Неллис в штате Невада. Сегодня эти истребители закупает Алжир и Малайзия, а в позапрошлом году он был принят на вооружение российских ВВС. Бекирбаеву исполняется 80 лет, он по-прежнему главный конструктор, и ценят его отнюдь не за былые заслуги.

Бекирбаев — автор 100 научных работ и 30 патентов, и, похоже, что это не предел. Сегодня перед институтом стоит стратегическая задача создание РЛС для истребителя пятого поколения.