В Калмыкию возвращается коллекция предметов буддийских храмов


ГТРК "Дон-ТР"

Уникальная коллекция культовых предметов буддийских храмов Калмыкии возвращается на родину. Иконы, полотна и скульптуры, собранные из семейных алтарей и хурулов, до сих пор хранились в Москве в Государственной академии имени Маймонида.

Уникальная коллекция культовых предметов буддийских храмов Калмыкии возвращается на родину. Иконы, полотна и скульптуры, собранные из семейных алтарей и хурулов, до сих пор хранились в Москве в Государственной академии имени Маймонида.

Помогает вернуть бесценные реликвии в Калмыкию благотворительный фонд "Наследие". Всего лишь незначительная часть большой коллекции буддийских ценностей, находящейся в фондах Государственной классической академии имени Маймонида, была предоставлена для съёмок. Однако и этого было достаточно для того, чтобы оценить уникальность культовых предметов. Они на протяжении многих веков являлись объектами поклонения и почитания, занимая главное место на семейных алтарях и в многочисленных хурулах.

"Эти предметы хранились на алтаре, им молились, и они впитали энергию этих молтв. Сейчас, если эта коллекция вернётся к нам, то она принесет с собой благодать и созидание", — уверен помощник Шаджин-ламы Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче Хонгор Эльбиков.

До 1917 года при более чем 100 буддийских храмах в калмыцкой степи служило почти 8 тысяч манджей, гелюнгов и лам. Их образование у великих учителей в калмыцких хурулах и далёком Тибете и Индии продолжалось в среднем 20 лет. Только после достижения ими высокого уровня духовного совершенства, они могли заниматься считавшимися магическими иконописью и скульптурой. Это было уделом прошедших особый ритуал.

"Икона — запрограммированный текст, информация. Это определенный иконографический канон. Немногим дано его изображать. Для этого нужно иметь духовный потенциал, а также знать основные постулаты буддизма", — объясняет научный сотрудник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН, доктор искусствоведения Светлана Батырева.

Эти произведения несут в себе не только духовную энергию изображённых божеств, но и светлую ауру лам — зурачи — авторов полотен и культовых скульптур. Рецептура натуральных красок, которыми работали мастера танкописи, сегодня практически утеряна. Известно, что в их состав входили пигменты растительного, минерального и животного происхождения. Широко использовалось золото различных оттенков. Лимонная кислота, соки лекарственных и ароматических растений служили консервантами.

"Калмыкия сегодня — один из наиболее перспективных игроков внутреннего туризма. У людей появляется интерес к буддизму независимо от национальности. В каждом подобном регионе должно быть что-то сродни золотой кладовой "Эрмитажа". Такое собрание обязательно будет местом паломничества туристов не только со всей России, но и из-за рубежа", — говорит член президиума Российской ассоциации реставраторов, член Союза архитекторов России, начальник отдела ГБУК "Московский центр Музейного развития" Сергей Сена.

Большинство предметов коллекции Государственной академии имени Маймонида — это уникальные произведения, созданные искусными мастерами — священнослужителями в центрах живописи и культовой скульптуры в калмыцкой степи. Когда-то утерянные, они могут вновь быть обретены. Полный выпуск тележурнала "Вести. Юг" вы можете посмотреть на этой странице.