Споры о критериях эффективности вуза не утихают

Российское министерство образования решило изменить критерии оценки эффективности вузов. Усомниться в объективности принципов отбора членов образовательного сообщества заставил осенний рейтинг. Тогда в отстающие были записаны 136 учреждений высшей школы. Будет ли новый подход к определению эффективности вузов более объективным?

Мнения о том, что перечень критериев оценки эффективности вузов нужно пересмотреть и дополнить, появились сразу же после опубликования списка неэффективных высших учебных заведений. В российском Министерстве образования пожелания частично учли и предложили подсчитывать количество выпускников вузов, оказавшихся на бирже труда. Тем самым можно будет выявитьучреждения, готовящих будущих безработных.

По мнению Ивана Панкова, директора рязанского института (филиала) МГОУ, это правильное решение, потому что готовить на «базар» специалистов наверное нет смысла. Это же мнение высказал и ректор РГМУ им. И.П. Павлова Роман Калинин.

В Рязанской области многие вузы отслеживают судьбу выпускников и помогают им найти работу. В медицинском университете, к примеру, есть Центр содействия трудоустройству. Сейчас в нем работают над интерактивной картой, с помощью которой выпускники смогут знакомиться с вакансиями по всей России. Работодатели нередко сами присылают заявки в вузы – сколько и каких специалистов им требуется. Это позволяет корректировать как набор, так и учебный процесс.

Но многим экспертам все же кажется не лучшим вариантом оценивать вуз по количеству людей, которые не смогли найти работу. Депутат Государственной думы РФ Николай Булаев считает, что мониторинг, проводимый в таком формате, не дает полноценной оценки эффективности вузов.

Сейчас около 6 процентов молодых специалистов после окончания вуза не могут найти работу. То есть диплом о высшем образовании не дает гарантию трудоустройства. При этом зачастую не имеет значения, профильный или непрофильный факультет вуза окончили молодые люди. Некоторые эксперты считают, что нужно «отсеивать» не целиком учебные заведения, а неэффективные факультеты в них. Такие разговоры в педагогическом сообществе ведутся.