Мир отмечает 90-летие самого известного режиссера ХХ века

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения самого известного режиссера ХХ века - итальянца Федерико Феллини. Эталоном Феллини всегда был и остается по сей день для нескольких поколений мировых и российских режиссеров.

Сегодня исполняется 90 лет со дня рождения самого известного режиссера ХХ века - итальянца Федерико Феллини. Об авторе "Дороги", "Ночей Кабирии" и "Сладкой жизни" - рассказ обозревателя радио "Вести ФМ" Антона Долина.

Можно бесконечно рассказывать о его насыщенной жизни - о журналистской антифашистской юности, о сложных и противоречивых отношениях с великими коллегами, от Росселлини до Пазолини, можно петь оды его полувековой супружеской жизни и неизменно романтической любви к музе, подруге и спутнице Джульетте Мазине; можно перечислять через запятую фильмы, многие из которых повсеместно признаны шедеврами, а можно - вести каталог наград, "Серебряных" и "Золотых львов" в Венеции, "Оскаров", каннских трофеев, главный из которых – "Золотая пальмовая ветвь'' за "Сладкую жизнь". Однако ничто из этого не даст ответа на главный вопрос: почему именно Федерико Феллини и никто другой стал для абсолютного большинства зрителей ХХ, а теперь и XXI века, синонимом кинематографа как такового, единственным и неповторимым Режиссером с большой буквы. Его обожали простые итальянцы, для которых кино всегда оставалось важнейшим их искусств - недаром в день его похорон в центре Рима останавливали движение; его боготворили критики; его уважали даже самые непохожие на него коллеги - Бунюэль, Бергман, Тарковский. Почему? Возможно, дело было в его потрясающей способности моментально перепрыгнуть от детализированной реальности к притче, условности, сну, впрочем, никогда не абстрактному, всегда окрашенному его личностным обаянием, юмором, вкусом.

Эталоном Феллини всегда был и остается по сей день для нескольких поколений российских режиссеров - в том числе, для тех, кто помнит единственный визит гения в СССР, когда в 1960-х его "Восемь с половиной", вопреки указаниям властей, все-таки был признан лучшей картиной Всесоюзного фестиваля. Классик отечественного кино Владимир Наумов во всех лучших своих фильмах вдохновлялся Феллини - и никогда не стеснялся в этом признаваться.

"У него была поразительная способность: он был ироничен по отношению к себе, к своему творчеству, к миру, который его окружал. Одновременно с этим очень серьёзен, внимателен и тактичен. У него в одном эпизоде могли, как бы смешиваясь, пульсировать и юмор, и драма, и лирика, и настоящая человеческая, даже не человеческая, а некая такая всемирная трагедия. Это был уникальный человек. Я думаю, что он очень сильно повлиял на меня, он открыл мне очень много тайн, которые я никогда бы не познал без встречи с этим человеком", - вспоминает Наумов.

Цирк, клоуны, маски, единство Эроса, Танатоса и всепобеждающего смехового начала в предвоенные и военные годы. То самое детство и отрочество в Римини, которое позже нашло отражение в "Амаркорде", стало главным источником вдохновения на всю жизнь Феллини. Карнавальные и преувеличенные "Огни варьете" и "Белый шейх" были приняты не всеми, но после "Дороги" и "Ночей Кабирии" мало кто сомневался: в итальянском кино появился новый лидер. Сотрудничество с Марчелло Мастроянни подарило миру два самых глубоких, личных и горьких фильма Феллини – "Сладкую жизнь" и "Восемь с половиной", в героях которых без труда узнается сам режиссер. Но даже и поздние его работы - гротескные, чрезмерные, порой невыносимые, мало с чем сравнимые "Сатирикон", "Казанова", "Репетиция оркестра" или "Город женщин" - сейчас остаются идеальными, непревзойденными примерами творческой свободы. Неореалист, модернист, символист, сатирик - прежде всего, он был человеком, способным стереть границу между личным и всеобщим, между сном и фактом, между придуманным и научно доказанным. То есть, видимо, гением.