Россиян научат правильному общению с полицейскими


"Утро России"

С чего должен начинаться разговор полицейского с гражданином, какие действия блюститель правопорядка может предпринимать в той или иной ситуации, и на что имеет право человек, попавший в поле зрения правоохранительных органов?

С чего должен начинаться разговор полицейского с гражданином, какие действия блюститель правопорядка может предпринимать в той или иной ситуации, и на что имеет право человек, попавший в поле зрения правоохранительных органов? Ответить на эти и множество других вопросов ростовские полицейские постарались в памятке, которую раздавали всем желающим, в том числе и корреспонденту радио "Вести ФМ" Ярославу Лукашеву.

"Если вы обратились к полицейскому или полицейский обратился к вам" - такими словами начинается брошюра, тысячу экземпляров которой сотрудники регионального управления МВД раздали жителям Ростова-на-Дону буквально за полчаса. На сорока страницах памятки подробно расписывается, как обновленная правоохранительная система должна взаимодействовать с каждым из нас, рассказал руководитель пресс-центра регионального управления МВД Алексей Полянский:

"Цель этой памятки – объяснить людям их права и обязанности: что имеет право делать в конкретных случаях полицейский, что имеют право делать граждане. Речь в этой памятке не идет исключительно об обязанностях полицейского и правах граждан. Предусмотрена и вторая сторона этого вопроса: права полицейского и обязанности граждан".

У кого больше прав – по выдержкам из закона "О полиции" судить довольно сложно. Но обязанностей, по сравнению с милиционерами, у полицейских прибавилось. Например, фраза про право на телефонный звонок, адвоката и молчание, которое может сохранять задержанный, перестает быть атрибутом голливудской киноиндустрии, превращаясь в одно из непреложных правил работы российского полицейского. И объяснять блюститель правопорядка теперь должен не только это. По словам руководителя пресс-центра регионального управления МВД, Алексея Полянского, буквально каждый шаг сотрудника полиции должен быть понятен обычному гражданину:

"Полиция получает точно обозначенные правила поведения в той или иной ситуации. Так же и граждане теперь будут яснее и четче представлять роль полиции в тех или иных ситуациях. Там крупным шрифтом, где-то – и с красочными картинками, описаны ситуации и поведение полицейского в той или иной ситуации".

Среди ситуаций, описанных в памятке, есть и задержание гражданина, и случаи, когда полицейские проникают в жилище, и ситуации, в которых для правоохранительных нужд может быть использован буквально первый попавшийся автомобиль – независимо от согласия его владельца. На многое из этого имели право и милиционеры, но у сотрудников полиции есть существенное отличие – перед тем, как, например, выломать дверь в квартиру, они обязаны объяснить всем находящимся внутри, что и почему они собираются делать. Когда "оперативные действия" будут завершены, в течение суток полицейский должен написать об этом подробный отчет, доступ к которому должен быть предоставлен, владельцу квартиры.

Подобных пунктов в памятке, а значит и в законе "О полиции", - масса. Объединяет их тезис, специально выделенный в брошюре: общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки работы полиции. Как именно этот критерий будет изучаться и влиять на профессиональную судьбу каждого отдельного взятого полицейского, в памятке не прописано. Но даже весьма общая формулировка позволяет надеяться, что сотрудники полиции будут помнить, в чьих интересах они проверяют регистрацию на улице или стоят с радаром на обочине дороги.