В Калуге разработали концепцию развития усадьбы Гончаровых

В Калуге разработали и утвердили концепцию развития усадьбы Полотняный завод. К реставрации, кроме бюджетных денег, привлекут и бизнесменов.

В Калуге разработали и утвердили концепцию развития усадьбы Полотняный завод. К реставрации, кроме бюджетных денег, привлекут и бизнесменов.

В будний день в Полотняном заводе посетителей мало. Дорогами Пушкина и Натальи Гончаровой ходят разве что местные жители. Но совсем скоро в старинной усадьбе ожидают наплыва посетителей. В день рождения поэта многие спешат окунуться в атмосферу XIX века.

Пушкин, Гончаровы, Екатерина II. С историей Полотняного связано много имен. Усадебный комплекс - единственный в Калужской области, который привлекает внимание туристов из других регионов. Но до сих пор главный фасад дома Гончаровых со стороны пруда закрыт. Парк требует санитарной очистки, кроме того, признают музейщики, публика требует развлечений.

Пока основные развлечения только в планах, в усадьбе разбираются с другой проблемой. До сих пор здесь не было кафе и гостиницы. Решить ее предложили инвесторы. Теперь в доме конюха планируют ужинать, а в каретном сарае - ночевать. На сотрудничество с бизнесменами музей пошел осторожно. Отдавать все в одни руки не стали, но, признаются, фраза "коммерческая окупаемость музейного комплекса" звучит заманчиво и по-европейски.

Музей-усадьба Полотняный завод – самое известное в Калужской области Пушкинское место. Ежегодно сюда приезжает около 12 тысяч посетителей. Однако этого очевидно мало, считают музейщики. Если сравнивать не произведения писателей, а места где они жили, то по популярности Лев Толстой далеко обогнал солнце русской поэзии. В его Ясную поляну каждый год приезжает около 100 тысяч человек.

Чтобы прояснить ситуацию и в Полотняном, специально разработали концепцию развития усадьбы. Кафе и гостиница – это только первый шаг. На полную реставрацию комплекса необходимы сотни миллионов рублей. Бюджетных денег, говорят музейщики, точно не хватит. Необходимо привлекать частный капитал. Тогда можно будет разрабатывать индивидуальные экскурсии для любителей старины.

Уникальная усадьба Щепочкиных тоже входит в комплекс Полотняного завода. После того как отсюда несколько лет назад съехала школа, один из самых ярких памятников классицизма почти никто не посещает. Хотя сами музейщики от него в восторге. Здесь на потолках портреты членов семьи и инсценировки сражений. Они прорисованы не до конца - Щепочкины так и не сумели закончить дом. Зато все в первозданном виде.

Инвестора, который взялся бы реставрировать дом-музей, пока не нашлось. Хотя есть идеи сделать здесь и ресторан, и гостиницу. Но музейщики не унывают, концепция развития Полотняного завода рассчитана до 2020 года, если за этот срок удастся сделать хотя бы часть задуманного – усадьба станет настоящей культурной жемчужиной. Если нет, уникальные памятники и дальше будут приходить в негодность.