К 180-летию со дня рождения Николая Ге в Москве открылась выставка его работ

В Москве открылась выставка работ Николая Ге. Приурочена она к 180-летию со дня рождения великого художника. В экспозиции более двухсот всемирно известных полотен. А вот графические работы посетители увидят впервые - серия была утеряна и чудом отыскалась в одной из частных коллекций. Творчество Николая Ге, как оказалось, содержит не мало тайн и загадок.

Если бы на выставке Николая Ге можно было делать не фотоснимки, а рентгеновские, открылось бы немало неожиданностей. Например, что при разговоре Петра Первого с сыном присутствуют посторонние. Художник первоначально хотел расположить царевича немного дальше от отца, потом приблизил, но под слоем краски осталась четко прорисованная фигура.

А старец на автопортрете в лучах рентгена сразу бы помолодел. Картина написана поверх изображения юноши. Предположительно, сына Николая Ге. Под многочисленными слоями сразу и не разберешь – "Что есть истина?".

"Милосердие" Николай Ге написал в 1879 году. Картину даже успели сфотографировать. Но каково же было удивление исследователей, когда они увидели еще и третий живописный слой. Научных подтверждений нет, но есть предположение, что там внизу, одна из ранних версий "Распятия". Всего вариантов этой картины у Николая Ге было пять. Известна судьба лишь одной. Она находится в Парижском музее Д’Орсэ. И сейчас гостит в Москве.

Не только наследие художника - его жизнь таит немало загадок. Обласканный публикой, уже известный - Николай Ге в 70-е годы 19 века уезжает из Петербурга на заброшенный украинский хутор. Решает больше никогда не писать, занимается сельским хозяйством. Потом вдруг снова берется за живопись и создает знаменитый "Страстной цикл". Спустя годы эту серию назовут вершиной творчества Ге, но при жизни художника работы запрещали к показу. Так, последнюю картину мастера - "Распятие" - выставляли тайно, в частной квартире.

"На самом деле, представление об этом художнике очень неточное и неверное. И для нас подготовка этого проекта была в таком желании представить нашему зрителю совершенно неожиданного художника, неожиданный материал, выставку, в которой любой зритель может сделать массу открытий для себя", - рассказывает генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Ирина Лебедева.

Впервые на выставке представлена коллекция из 55 графических работ, которую в июне этого года удалось заполучить Третьяковской галерее. Судьба этих рисунков – сценарий для детектива. В 1901 году сын Николая Ге вывез их из России в Швейцарию, потом вся серия попала к некой Беатрис де Ваттвиль.

"После второй мировой войны, когда у Ге-сына не было наследников. Умер он, умерла баронесса, которая давала ему приют – эти рисунки и попали на блошиный рынок", - рассказывает заместитель директора Государственной Третьяковской галереи Лидия Иовлева. Там рисунки и нашел в 1974 году студент архитектурного факультета Кристоф Больман.

"Рисунки лежали прямо на земле. Кто-то уже успел наступить на них. Имя художника было написано на кириллице, и я не смог его прочитать. Но я понял, что это рука мастера. И купил все. Я потратил тогда свои последние сбережения", - вспоминает Кристоф Больман.

Сбережения эти составляли 100 долларов. Сегодня коллекцию оценивают в сотни тысяч. Без помощи спонсоров об этой «покупке века» Третьяковская галерея не могла даже и мечтать.