Долгожитель отечественной авиации Ту-154 навсегда покидает небо

С пилотами, уличенными в употреблении спиртного, могут обойтись теперь очень строго
Завершается эра долгожителя отечественной авиации. Самолёты Ту-154 постепенно выводят из эксплуатации все крупнейшие российские авиаперевозчики. Перед самым Новым годом, принадлежащий "Аэрофлоту" Ту-154-М выполнил свой заключительный рейс из Екатеринбурга в Москву.

Завершается эра долгожителя отечественной авиации. Самолёты Ту-154 постепенно выводят из эксплуатации все крупнейшие российские авиаперевозчики. Перед самым Новым годом, принадлежащий "Аэрофлоту" Ту-154-М выполнил свой заключительный рейс из Екатеринбурга в Москву. После катастрофы Ту-154 под Донецком летом 2006 Минтранс решил в течение пяти лет полностью вывести из эксплуатации морально устаревшие машины. У авиакомпаний осталось ещё порядка 70 таких лайнеров, но в ближайшее время они также должны прекратить полёты. Корреспондент радио "Вести ФМ" Инесса Алексеева - подробнее о легендарном самолете.

Рабочая лошадка российского авиапрома - самолет Ту-154 - навсегда покидает небо. Почти 40 лет лайнеры перевозили пассажиров на внутренних и международных линиях. Теперь же перевозчики один за другим от них отказываются. С начала этого года выведены из эксплуатации все 26 машин компании "Аэрофлот". Там объясняют - в последнее время "тушки" мало использовали: слишком велики затраты на обслуживание и расход топлива. "Аэрофлот" приобретает в лизинг новые самолеты, которые приходят прямо с завода-изготовителя, рассказала представитель компании Ирина Даненберг.

"Пока на линиях 154-ые заменят самолеты семейства А-320 ,а в будущем, как мы надеемся, во второй половине текущего года мы получим "Сухой Суперджет". Это современные лайнеры - интерьер самолета, конечно же, выполнен с учетом потребностей нынешних реалий и, конечно же,- топливная эффективность", - рассказывает Даненберг.

С легендарным "тушками" раннее попрощались авиакомпании "Россия" и S7- бывшая "Сибирь". Там тоже посчитали дальнейшую эксплуатацию Ту-154 - делом нерентабельным. Учитывали все - стоимость и расход топлива, лизинговые платежи, затраты на переобучение экипажей и обеспечение летной годности. В итоге полностью заменили свой парк "Боингами" и "Аэробусами". Руководитель пресс-службы авиакомпании S7 Кирилл Алявдин привел простейшие расчеты: "Если Ту-154 за час полета расходует до 5,5 тонн топлива, то 320-й "Аэробус" - где-то 2,7 тонн. Для управления аэробусом нужно в два раза меньше экипаж, чем для управления Ту-154. "Аэробусом" управляют два пилота, а на Ту-154 , кроме командира и второго пилота, есть бортинженер и штурман".

"Трансаэро'' Ту-154 и вовсе никогда не использовал. Еще в 1993 году компания начала закупать боинги. Однако это никоим образом не связано с претензиями к "тушкам". Более того, "Трансаэро" использует новую разработку - Ту-214. Но, пожалуй, самые тяжелые моменты от расставания с Ту-154 испытывают те, кто работал с этой машиной. В их числе президент Фонда содействия развитию гражданской авиации, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов.

"Ту-154 пролетал целую эпоху. Доказал свою безопасность, свою эффективность, жизнеспособность и долговечность. Но самое главное, он доказал, что наши самолеты отечественные сделаны под наши непростые условия .В чем они заключаются? Во-первых, в нашей северной погоде. И во вторых, в состоянии аэродромов. И не потому, что у нас плохие строители и плохой бетон. Россия практически вся находится на болотах. И самолеты - под это сделаны, шасси сделаны под это. Западные самолеты при эксплуатации на наших аэродромах имеют очень серьезные проблемы. Это уже сейчас факт", - замечает Смирнов.

И все-таки российские перевозчики больше смотрят в сторону иностранных машин. И утверждают, что вынуждены делать выбор в пользу импортной техники, потому что отечественный авиапром так и не смог предложить им достойной альтернативы для замены 154-й модели Туполева. Еще в 2003 было заявлено о создании нового российского лайнера МС-21 – "Магистрального самолета 21 века". Детища конструкторских бюро "Яковлев" и "Ильюшин" должны были придти на смену "тушкам". Однако, по словам главного редактора национального аэрокосмического журнала "Взлет" Андрея Фомина, МС-21 появится на рынке не скоро. А существующие модели, в том числе и Ту-204 СМ, лишь частично могут заменить 154-ю модель.

"Процесс разработки лайнера нового поколения, каким будет МС-21, - достаточно длительный. Ожидается, что на рынок он может выйти не раннее текущего десятилетия, то есть ориентировочно в 2015-2016 году. А летать-то авиакомпаниям нужно на чем-то, соответственно, в ближайшие 5 лет вот эту образовавшуюся нишу и призван заполнить частично вот этот глубоко модернизированный Ту -204 , который имеет букву СМ на конце", - говорит Фомин.

Трёхдвигательные "тушки" в свое время пришли на смену Ту-104. И тогда это было настоящим прорывом. Все эти 40 лет самолет Ту-154 был основным на маршрутах средней дальности в России. Сможет ли отечественный авиапром создать достойного наследника - покажет время.

Читайте также:

Самолет Ту-154. История, технические характеристики