Скоро найдутся желающие бороться за "дебрежневизацию". "Скажите прямо" с Максимом Шевченко

Дмитрий Медведев подписал указ о назначении Михаила Федотова советником президента, а также указ о назначении его председателем Совета по правам человека. Михаил Федотов до сих пор был секретарем Союза журналистов России

Дмитрий Медведев подписал указ о назначении Михаила Федотова советником президента, а также указ о назначении его председателем Совета по правам человека. Михаил Федотов до сих пор был секретарем Союза журналистов России. Как заявил председатель Союза Всеволод Богданов, Федотов останется секретарем Союза журналистов. Элла Памфилова, которая до июля этого года возглавляла Совет при президенте по правам человека, назвала решение о назначении Михаила Федотова приемлемым. Федотов уже обозначил приоритеты Совета по правам человека, их три – это десталинизация общества, судебные и милицейские реформы, а также вопрос охраны прав детей и семьи. Елена Щедрунова обсудила это и многое другое с журналистом и политологом Максимом Шевченко в эфире радио "Вести ФМ" .

Щедрунова: Михаил Федотов - новый советник президента по содействию развития институтов гражданского общества и правам человека. Он заявил, что первоочередными задачами совета станет десталинизация общественного сознания, судебная и милицейская реформа, а также вопросы охраны прав детей и семьи. Судебная и милицейская реформа, вопросы прав охраны детей и семьи – темы не новые для данной структуры, а вот дестанилизация общественного сознания, я это подчеркиваю, - тема новая. И это идет в перечне тех задач, которые огласил Михаил Федотов под номером один. Как вы думаете, Максим, почему?

Шевченко: Во-первых, я не знаю, что такое дестанилизация общественного сознания. Стало быть, господин Федотов планирует, что его структура будет заниматься какой-то пиар-деятельностью, потому что работа с сознанием – это дело или психологов, или пиарщиков, или каких-то манипуляторов. Стало быть, господин Федотов будет заниматься или манипуляциями, или пиар-деятельностью, или социально-психологическим массовым зомбированием, или дезомбированием населения.

Мне кажется, что начинать свою деятельность на посту уполномоченного, который отвечает за совершенно конкретные вещи - за нарушение прав человека, за мониторинг нарушения прав человека - с такого банального и абсолютно демагогического заявления несколько абсурдно. И это, конечно, меня очень насторожило. Я господина Федотова знаю, знаю как человека, который на самом деле делает конкретные вещи. И очень много делает для защиты прав журналистов, работал по защите прав журналистов. В регионах, когда до его высокого уха доходили жалобы журналисты, то его вмешательство зачастую очень шло на пользу региональной прессе.

Но, честно говоря, господин Федотов был известен своими выступлениями в основном на Западе, а в России он в широкой прессе человек не такой известный. Но вот "десталинизация" – это, конечно, хит сезона. Потому что теперь кто-то будет бороться за "дехрущевизацию", а потом найдутся желающие бороться за "дебрежневизацию". Я вас уверяю, что немало найдется желающих бороться за "дегорбочевитизацию" и так далее по списку. А также мы можем сказать, что есть группа людей, которые будут заниматься "депетрапервоизацией" и "деиваногрозноизацией". То есть, вот этот демагогический бред, честно говоря, уже надоел.

Щедрунова: Я с вами не соглашусь, Максим, что это демагогический бред.

Шевченко: Ну, не соглашайтесь.

Щедрунова: Потому что, на мой взгляд, сталинизация общественного сознания…

Шевченко: А что это такое, Лена?

Щедрунова: Сталинизация – это предпочтение тем принципам, которые были во время сталинского режима.

Шевченко: Это что за принципы такие?

Щедрунова: Когда цель оправдывает средства. Кто не знает, тот спросит нас.

Щедрунова: Такие же принципы были во времена Цезаря Борджиа, и такие же принципы были во времена президента Буша старшего.

Шевченко: Они не у нас, понимаете, Максим. Там пусть те люди и борются – итальянцы, американцы…

Щедрунова: Хорошо, во времена Ельцина – это был господствующий лозунг.

Щедрунова: Так правильно. Это сталинизация сознания. Мы боремся с тем, чтобы больше не жить по таким принципам.

Шевченко: Так нельзя сказать, что мы боремся не со сталинизацией сознания, тем самым сея еще одну линию политического раскола в обществе, а что мы боремся с тем, что в нашем обществе доминировал принцип "цель оправдывает средства". Почему нельзя говорить нормальным русским языком, как вы говорите. Почему надо изобретать пиар и метафорические формулы, которые на самом деле вносят необъединительную конструкцию в общество - дополнительную линию раскола.

Щедрунова: А причем здесь линия раскола, Максим?

Шевченко: Вы не понимаете? Есть люди, которые Сталина любят, а есть люди, которые Сталина ненавидят. Я считаю, что Сталин совершил большое количество преступлений, но вместе с тем, Сталин сделал ряд дел, которые на его месте не всякий политический деятель смог бы сделать – организовать в годы войны, допустим, победу нашей страны. У Сталина, есть, безусловно, абсолютно черная страница в его политической биографии, но и есть страницы, которые нельзя ему поставить в вину, а надо поставить ему в заслугу. Но когда мы говорим о сталинизации в данном контексте, то, я считаю, что это неправомочное внесение политического дискурса в правозащитную проблематику. Пусть с дестанилизацией борются политики, политические структуры. Уполномоченный по правам человека не должен быть ни политиком, ни политиканом, ни политиканствующим. Пусть он борется, защищает права человека.

Полностью эфир программы "Скажите прямо" слушайте в аудиофайлах