Польское кино побеспокоит посетителей Домжура. Реплика Антона Долина

В Центральном доме журналиста в Москве началась необычная ретроспектива - Польский культурный центр совместно с Музеем кино представляют там знаменитое "Кино морального беспокойства".

В Центральном доме журналиста в Москве началась необычная ретроспектива - Польский культурный центр совместно с Музеем кино представляют там знаменитое "Кино морального беспокойства". О том, что это такое, - рассказ обозревателя "Вести ФМ" Антона Долина.

Этот термин придумал далеко не самый известный из польских кинорежиссеров - Януш Киёвски назвал те фильмы, которые снимались в Польше с середины 1970-х и до начала 1980-х емким словосочетанием "кино морального беспокойства". Интересно, что многие участники этого отнюдь не монолитного движения начинали гораздо раньше - в 1960-х или даже 1950-х, как Анджей Вайда. Другие прославились чуть позже, как Кшиштоф Занусси или Кшиштоф Кеслевский. Третьи так и не стали почитаться классиками - как Агнешка Холланд, но след, оставленный ими в кинематографе, заметен до сих пор.

Это, наверное, что-то очень славянское - рефлексия на моральные темы, процветающая на окраинах колоссальной советской империи, ведь, с определенной долей условности, чешское или венгерское кино 1970-х тоже можно было бы причислить к этой волне. Хотя волна ли это? Моральное беспокойство не бывает коллективным: оно всегда индивидуальное, и вряд ли кому-то всерьез пришло бы в голову объединять моралиста Занусси, философа Кеслевского или социолога Вайду в одну группу по любому иному признаку, кроме национального. Однако здесь они - вместе: люди, поневоле избавленные от сладостного дурмана шестидесятнических иллюзий и не способные отныне обойтись без самых важных вопросов, на которые не в силах и ответить. Об этом мы задумываемся сегодня: и советскому, и последующему российскому кинематографу катастрофически не хватало именно этого редкого компонента - морального беспокойства. А тут его предостаточно. С сегодняшнего дня - на экране Домжура, и это тоже не случайно: журналистская, хоть и не репортерская, а, скорее, эссеистическая составляющая в этих фильмах тоже крайне важна. Итак, "Без наркоза" Анджея Вайды, "Персонал", "Кинолюбитель" и "Случай" - раннее кино Кшиштофа Кеслевского, легендарные "Защитные цвета" Кшиштофа Занусси. И все это - вплоть до 7 апреля, когда программа завершится не лучшим, но одним из важнейших, опять же, с моральных позиций фильмов того же Вайды – "Катынь".