Российскую экономику нельзя назвать либеральной. Интервью с экспертами

Россия к 2020 году должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, заявил Владимир Путин, выступая в Госдуме с докладом о деятельности правительства. Напомним, нынешний отчет - третий за время пребывания Владимира Путина на посту премьер-министра.

Россия к 2020 году должна войти в пятерку крупнейших экономик мира, заявил Владимир Путин, выступая в Госдуме с докладом о деятельности правительства. Напомним, нынешний отчет - третий за время пребывания Владимира Путина на посту премьер-министра. Если первое выступление в 2009 году было посвящено преодолению кризиса и мерам, которые предпринимает правительство для спасения российской экономики, то на этот раз Путин фактически заявил о выходе российской экономики из кризиса.

По его словам, страна полностью компенсирует потери от кризиса к началу следующего года. Премьер также заявил, что в ближайшее десятилетие России не нужны эксперименты, основанные на "неоправданном либерализме и социальной демагогии". Важные тезисы выступления премьера Елена Щедрунова обсудила с главным экономистом инвестиционной компании "Тройка-Диолог" Евгением Гавриленковым и гендиректором Фонда национальной энергетической безопасности Константином Симоновым в студии радио "Вести ФМ".

Щедрунова: Здравствуйте. У микрофона Елена Щедрунова. Выступая в Государственной думе на этой неделе, премьер-министр страны заявил, что России необходимо десятилетие устойчивого спокойного развития, без разного рода шараханий, необдуманных экспериментов, замешанных на неоправданном подчас либерализме или, с другой стороны, социальной демагогии. "Ни то, ни другое нам не нужно", - сказал Владимир Путин. Поговорим о том, что собой представляет российская экономика, попытаемся выяснить, какие же либеральные эксперименты были не оправданы, и что собой представляет социальная демагогия в нашей стране. У нас в студии главный экономист инвестиционной компании "Тройка-Диалог" Евгений Гавриленков. Евгений Евгеньевич, здравствуйте.

Гавриленков: Здравствуйте.

Щедрунова: И гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Константин Васильевич, здравствуйте.

Симонов: Здравствуйте.

Щедрунова: Давайте начнем с неоправданного либерализма. Я бы для начала попросила вас определить, насколько либеральна или не либеральна российская экономика. Вот сначала политолог у нас скажет, потом экономист. Константин Симонов.

Симонов: Я думаю, что наша экономика, конечно, не либеральна. Наша экономика в достаточно сильной степени монополизирована. Но это, кстати, не является никаким там особенным секретом, что у нас во многих сегментах экономики действительно конкуренции нет, и сам бизнес, кстати, отсутствие этой конкуренции поощряет.

Но вот тут какой момент, на мой взгляд, важный. Ведь зачастую критики российской власти как раз предлагают рецепты либерализации российской экономики. Иногда у меня возникает ощущение, что у нас 100 миллионов человек хотят начать собственный бизнес, а им государство не дает, вяжет их по рукам и ногам и их жажду к экономической активной деятельности рубит на корню. На мой взгляд, это не так. И здесь отсутствие этой конкуренции поощряется, как я уже сказал, зачастую и самим бизнесом, мы постоянно с этим сталкиваемся. К огромному сожалению, как я уже сказал, нашу экономику сегодня назвать либеральной нельзя, но я, честно говоря, не вижу и какой-то серьезной заявки на либерализм и со стороны граждан, и со стороны экономических субъектов.

Щедрунова: Мнение экономиста Евгения Гавриленкова.

Гавриленков: Я, честно говоря, не очень понял, что такое у нас либеральное или не либеральное, оправдан или не оправдан этот либерализм. Дело в том, что если мы посмотрим на статистику (вот с чего обычно экономический анализ начинается), увидим, что доля малого и среднего бизнеса, она не растет, не увеличивается и даже снижается в нашем ВВП, количество малых предприятий и малого бизнеса тоже не растет. Это, в общем-то, не либеральная среда. Я вполне согласен с Константином, что, в общем-то, говорить об избыточном либерализме не приходится, не говоря уже о крупных монополиях, которые контролируют основные отрасли, начиная с газовой, транспортной и так далее, и так далее. Пока, честно говоря, неоправданного либерализма я не очень вижу.

Щедрунова: То, о чем говорил Константин, что на самом деле и народ-то особо не рвется в экономику.

Гавриленков: Здесь это проблема курицы и яйца. Народ действительно не рвется. Но давайте вспомним, что в 90-х годах народ очень и очень даже рвался. Это был хаотический такой период развития. Там была действительно довольно либеральная, неорганизованная, даже можно сказать, среда. А, возможно, имеются в виду те условия, в которых отсутствовало какое-либо не противоречивое, скажем так, законодательство в те времена, вот имеется в виду такого рода неоправданный либерализм (в кавычках). Я просто, когда читал эти фразы, кавычки в прессе не видел.

Щедрунова: Их нет, кстати, и на официальном сайте премьера. Поэтому это без кавычек все было сказано. Поэтому действительно хотелось бы понять, что такое "неоправданный подчас либерализм".

Гавриленков: Да. Я бы его тогда определил таким образом: то, что выходит за рамки законов. Другое дело, что законы не всегда не противоречивы, скажем так. Отсюда мы имеем все те проблемы с коррупцией, все те проблемы с произвольным толкованием этих законов. И здесь я вижу корни проблемы.

Интервью с Евгением Гавриленковым и Константином Симоновым слушайте в аудиофайлах

Слушайте интервью на другие актуальные темы на сайте радио "Вести ФМ"