Российский военный корабль "Маршал Шапошников" освободил экипаж захваченного пиратами танкера в Аданском заливе. Операция была скоротечной, ни один россиянин не пострадал. Один пират убит, остальных задержали. Подробнее о нюансах освобождения "Вести ФМ" рассказал Александр Агеев, заместитель председателя Российского профсоюза моряков.
"Вести ФМ": Александр Евгеньевич, здравствуйте! Средства массовой информации и эксперты в один голос утверждают, что только благодаря разумным действиям капитана судна и экипажа удалось так хорошо и без потерь провести освобождение. Алгоритм поведения российских моряков на танкере может стать общим правилом для экипажей всех судов, который находятся в пиратоопасной зоне или это был исключительный случай?
Агеев: В общем-то, может стать, конечно. Одно надо сказать, что и компания "Новошип", и моряки к этому готовились заранее, то есть тренировки проводились всегда. Надо отдать должное руководству компании и капитану Тульчинскому, потому что экипаж вел себя очень грамотно: заранее в машинное отделение перед пиратской зоной были снесены какие-то продукты, вода, заранее было сделано так, чтобы двери в машинное отделение были заблокированы и снаружи попасть туда пиратам нельзя, вот они туда и не попали. Судно было обесточено.
"Вести ФМ": Это вот та самая волшебная кнопка, о которой сегодня говорят?
Агеев: Ну, она не волшебная кнопка, таких кнопок, в общем-то, много на пароходе. Факт в том, что она была нажата в нужное время и нужными людьми. То есть это все было четко организовано. Поэтому гнать на буксире танкер, груженный нефтью, было, конечно, неразумно, его бы в любом случае догнали, а своим ходом пираты идти не могли, потому что судно было полностью обесточено, то есть не работали навигационные приборы, не работал двигатель на судне, отсутствовало электричество.
"Вести ФМ": Получается, что пираты столкнулись с совершенно неожиданными действиями русских моряков?
Агеев: В общем-то, на мой взгляд, мы отслеживаем все эти пиратские случаи с нашими моряками. И это один из тех случаев, когда чётко, грамотно и организованно действовал экипаж.
"Вести ФМ": А российские моряки не допустили ошибку, войдя в пиратоопасную зону? Они ведь не зарегистрировались, как того требует некие такие европейские правила, а решили действовать на свое усмотрение.
Агеев: Что значит - не зарегистрировались? В любом случае и пароходство, и руководство, и все знали прекрасно, где находится судно, куда оно идет и как оно идет. При всём громадном уважении к нашим военно-морским силам, они не в состоянии объять все наши русские суда, которые проходят этими путями. Поэтому не надо говорить, что они действовали на страх и риск. Люди прекрасно знали, куда идут, они прекрасно подготовились. В любом случае моряки действовали исключительно правильно, поэтому профсоюз и руководство компании, думаю, поддержат нас. Есть такая награда международной морской организации "За морской героизм", вот мы будем ходатайствовать, чтобы капитану Тульчинскому Юрию Игоревичу была вручена эта награда.
"Вести ФМ": "Маршал Шапошников" провёл операцию только своими силами или все-таки с воздуха помогли европейцы или американцы?
Агеев: Не могу сказать точно как, но в любом случае уже с 7-ми вечера вертолеты с "Маршала Шапошникова" облетали судно. В принципе они и отогнали эту пиратскую "матку", на которой находились пираты, а операция была где-то проведена в 12 часов ночи.
"Вести ФМ": Как сами пираты себя повели, завидев подход "Маршала Шапошникова"? Кому-то из них удалось скрыться?
Агеев: Ну, пиратская "матка" скрылась. Остальные, к сожалению, нет, их просто, грубо говоря, там бросили. Но, к сожалению, военные не очень охотно делятся своими данными, все-таки это уникальная военная операция, я думаю, что в чем-то они и правы - не нужно об этом широко рассказывать, как и что проводилось, чтобы не давать никаких козырей другой стороне в руки.
Комментарии Александра Агеева слушайте в аудиофайле.
Читайте также по теме:
Пираты не выдержали контратаки "Маршала Шапошникова"
Экипаж российского танкера около суток укрывался от пиратов