Почему студенты забирают документы досрочно: абитуриенту на заметку

Пока абитуриенты выбирают, в какой вуз подать документы на поступление, пятая часть студентов закончила с высшим образованием досрочно. За прошлый год из вузов страны 97 тысяч студентов ушли добровольно.

У выпускников школ, абитуриентов в самом разгаре поступательная страда. Несмотря на послепандемийные сложности с online-образованием, сдачей ЕГЭ и получением аттестатов, в 2020 году прием документов в вузы начался как и в прежние годы, 20 июня. Единственное отличие, как заранее предупредило Министерство науки и высшего образования, он полностью проходит в интернете. Закончится прием документов 17 августа.

Пока абитуриенты, их родители и учителя переживают и проживают этот процесс, пятая часть студентов России покончила с высшим образованием досрочно. За прошлый год из вузов страны было отчислено около 429 тысяч студентов. 97 тысяч ушли добровольно.

Добровольно — это когда студент сам принимает решение забрать документы. И не по причине несданной сессии, из-за просрочки оплаты, перехода на другую форму обучения (перевода в другой вуз) или нарушения дисциплины — во всех этих случаях инициатива исходит от руководства вуза.

Добровольно — это когда поступив в заветное высшее учебное заведение и проучившись там некоторое время, молодые люди приходят к пониманию, что поступили не туда, а учат там не тому, о чем они мечтали на самом деле. И выпустят их специалистами в той области, где работать им не интересно. Они находят в себе силы уйти.

На самом деле до начала учебы в институте времени на раздумья у подростков попросту нет: установка поступать сразу по окончании школы крепко вбита в головы школьников и их родителей. Система ЕГЭ+вуз=успешный член общества не предполагает, что подросток захочет осмотреться по сторонам, задуматься о выборе профессии сообразно своим интересам. Он должен последний год (а еще лучше, три) учиться, не поднимая головы, по тому профилю, который выбрали родители, ориентируясь на престижность учебного заведения; он должен участвовать в олимпиадах (первое место дает бонус при поступлении), заниматься на подготовительных курсах и отдельно с репетиторами. Где среди всего этого найти время на познание самих себя (как говорила фея-крестная в "Золушке")?

Поступление могло быть обусловлено желанием избежать службы в армии. Примерно четверть студентов покидает альма матер по причине переоценки сил и возможностей: школьная программа никак не готовит к тому, что образование в вузе строится по другой системе и что требования к знаниям, умению самостоятельно думать, анализировать там совершенно иные.

Уходят из вузов из-за преподавателей, с которыми не нашли общий язык, от невозможности совмещать работу и учебу (в основном студенты вечерних и заочных отделений). Уходят из-за материальных сложностей. Это касается в первую очередь тех, кто уехал учиться в другие города или поступил на платные отделения. Опытным путем молодые люди выяснили, что жить одному достаточно дорого, а семья оказалась не в силах им помочь. При этом многие боятся брать льготный образовательный кредит и предпочитают закончить обучение досрочно, без диплома, но не обременять себя финансовой кабалой.

Еще одной причиной внезапного досрочного окончания высшего образования может стать достижение такой неожиданной цели, как свадьба. Именно поэтому в МГИМО не любят брать девушек — те не скрывают своих намерений сделать партию. Не любят их и в богословских институтах.

— Ты же не думаешь, что я буду работать по специальности? — воскликнула студентка кафедры миссиологии богословского факультета ПСТГУ на мое удивление, что из 20 человек осталось четверо. — Я учусь для себя, для расширения кругозора. Другие — кто замуж вышел, кто давно работает, а учиться надоело, вот и бросили. Так миссионером быть никто и не планировал.

Что касается последнего заявления, оно не слишком далеко от правды: более 40% граждан России, получив вожделенное высшее образование, по специальности не работают. Чаще всего это связано с низкой зарплатой. Миссионерство же расценивается как принесение себя в жертву идее, поэтому зарплаты миссионеров ничтожны. Выпускникам открыто говорят, что миссия — дело добровольное.

Студент биофака МГУ ушел на третьем курсе — было неинтересно. Студент Литературного института ушел, не сдав первой сессии. Как он объяснил родителям, ему трудно себе представить, что в дипломе в графе "профессия" у него будет стоять слово "прозаик". Не последнюю роль сыграл и тот загадочный факт, что с ним на потоке училась невидимка. Девушка поступила, хотя ее никто не видел на творческих занятиях. На протяжении первого семестра на парах первокурсница не появилась ни разу, тем не менее, оказалась допущена к экзаменационной сессии. И, как выяснилось позже, сдала ее на "отлично".

Несколько лет назад в 179-й школе Москвы поступление в вузы у класса "Б" составило 100%. Не закончили высшее образование те же 100%: по личным причинам (не из-за неуспеваемости) документы забрали все. Студенты МГУ, медвуза, Института кино и телевидения.

Годы упорных занятий участие в конференциях, выступления на научных школах, работа с репетиторами, нервы, деньги. И вот оно, поступление. Иногда на платное отделение, средняя цена за год — 200 тысяч рублей, в престижных вузах за год придется отдать 680-880 тысяч. Рублей. Все силы семьи ложатся на алтарь диплома. А через год-два студент неожиданно забирает документы, чтобы уйти без заветной "корочки" в никуда. В лучшем случае, придя в себя, он начинает образовательный путь заново. В худшем — больше никогда.

К досрочному завершению обучения приводит и такой фактор, как состояние здоровья. Об этом очень не любят упоминать в институтах. Тем более что и незачем: по большей мере проблемы со здоровьем формально приводят не к отчислению, а к академотпускам. Поэтому они никак не отражены в статистике отчислений.

Хорошо, если к невозможности учиться приводит "всего лишь" недосып, недоедание, переходный возраст. Страшнее, когда это вредные привычки, несчастная любовь, непривычная среда обитания. Стресс, неудовлетворенность собой и жизнью приводят к нервным срывам, психиатрическим диагнозам и даже к попыткам суицида.

Излишней эмоциональной, умственной, психологической нагрузке подвержены студенты филфака, мехмата, физтеха МФТИ, физфака МГУ, всех творческих вузов. В противовес им известно, что срывов не случается у "практиков" (биофак, геофак). Вероятно, сказывается здоровая среда обитания, насыщенная разнообразными событиями, когда студенты занимают не только голову, но и руки.

Так что, если студент покидает альма матер, чтобы создать семью, нужно пожелать ему счастья и отпустить. И когда он говорит, что хочет найти себя, тоже — пусть ищет.

Остальным придется понять: получить диплом можно только если долго и серьезно трудиться. Чем скорее абитуриенты и студенты это поймут, тем лучше.