Охота за привидениями: откуда берутся машины-призраки

По российским дорогам ездят тысячи автомобилей с прекращенной регистрацией, называемые в народе автопризраками. Отсутствие постановки на учет позволяет их водителям магическим образом избегать штрафов с камер видеонаблюдения, а порой и скрываться от ответственности в случае ДТП.

Патрульная машина отправляется на перехват очередного автопризрака. Автомобиль с отсутствующей регистрацией выхвачен из потока дорожной камерой. Засечь незарегистрированный автомобиль дорожная камера в принципе может, только вот кто находится за рулем автомобиля и, соответственно, кому выписывать штраф, непонятно. Чтобы привлечь к ответственности водителя такого автомобиля его для начала нужно перехватить.

Случается, что еще до встречи с патрулем автопризрак юркнет во двор и ускользнет от инспектора, но нам повезло. Владелец остановленной легковушки рассказывает почти стандартную историю: купил авто, почти не ездил, а потому и перерегистрировать не стал. Почему машина в розыске, не знает.

Самый частый сценарий появления автопризрака: машина продается, снимается с учета старым владельцем, а новый хозяин вопреки закону так и не перерегистрирует машину на себя. В итоге, для камер новый владелец – невидимка.

"За 9 месяцев текущего года привлечены к ответственности 11 тысяч водителей за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке", – рассказала начальник отдела пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД Москвы Любовь Высоцкая.

Среди них немало злостных нарушителей. Так, блогер Эдвард Бил накопил более 500 штрафов перед тем как был пойман во время ДТП. Хотя, случаются и обратные ситуации, когда водителем автопризрака человек становится поневоле.

"Бывают и такие ситуации, когда владелец транспортного средства умер, а его родственники продолжают ездить, не вступив наследство", – отметил старший инспектор ОБ ДПС управления ГИБДД по ЮЗАО Москвы Алексей Кузьмин.

По закону такой автомобиль до вступления в наследство – тоже автопризрак. В подобной ситуации оказалась Алина, которая до смерти дедушки постоянно ездила на его машине на работу.

"Машина была дедушкина, но по большей части даже еще при жизни его на ней ездила я. А сейчас, так как он умер, машина просто стоит без дела и гниет", – рассказала Алина Данилова.

На вступление в наследство обычно уходит полгода, машина все это время остается в семье, но ездить на ней нельзя.

"Вот здесь нужно законодателям подумать: если есть понятный наследник, то есть супруг или единственный ребенок, то почему бы не упростить эту процедуру", – считает эксперт по безопасности на транспорте Юлия Манн.

Снизить число тех, кто осознанно после покупки не перерегистрирует авто на себя, должно введение механизма мгновенной постановки на учет.

"В рамках электронного ПТС два человека могут подписать электронный договор купли-продажи электронными цифровыми подписями. Автомобиль сразу же зарегистрируется в системе. Ожидается готовность ГИБДД России к тестированию подобной системы", – рассказал вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

Скорейшее внедрение подобной системы по идее должно быть выгодно и самой дорожной полиции, ведь снижение числа призраков избавит их от лишней работы по "охоте за приведениями".