Конец эпохи: на месте легендарной "Горбушки" построят жилой комплекс

На месте торгового центра "Горбушкин двор" и соседнего завода построят дома. Пресса пишет: "Земля интересна крупным инвесторам". Место, известное в народе как рынок "Горбушка", эксперты оценили в 150 миллионов долларов. Почему решено избавиться от столичного бренда?

На месте торгового центра "Горбушкин двор" и соседнего завода построят дома. Пресса пишет: "Земля интересна крупным инвесторам". Место, известное в народе как рынок "Горбушка", эксперты оценили в 150 миллионов долларов. Почему решено избавиться от столичного бренда?

"Горбушка" уходит в прошлое – на ее месте вырастет жилой комплекс. Его площадь может составить более 200 тысяч квадратных метров. Над планировкой территории думают. Район неплохой – рядом Парк Победы и Кутузовский проспект, хотя и требует развития инфраструктуры.

"Несмотря на близость к Кутузовскому проспекту, это не Кутузовский проспект, категория средненькая. Но обжитой, метро — в пешей доступности. Район, интересный для застройки, но потребует рекультивации, вывода заводских территорий", — комментирует ситуацию вице-президент Российской гильдии риелторов Григорий Полторак.

Эксперты считают: коммерческая недвижимость (такая, как "Горбушкин двор") теряет актуальность. Инвесторов больше привлекают строительство и продажа жилья. Срок окупаемости – несколько лет.

В истории "Горбушки" можно выделить два периода. В 90-х – культовая толкучка у Дворца культуры имени Горбунова. В 2000-х – торговый центр "Горбушкин двор». Одежда и обувь, компакт-диски и техника. Правда, совсем цивилизованной торговлю нельзя было назвать. В 2012 году руководство в разы повысило плату для арендаторов. Продавцы бастовали.

На тот момент "Горбушку" посещали полтора миллиона человек в месяц, выручку владельцев эксперты оценивали в 40 миллионов долларов в год. "Горбушкин двор" занимал значимую долю на московском рынке бытовой техники и электроники. Пиратское программное обеспечение, "серая" техника по сниженным ценам – за этим стоило ехать на "Горбушку". Так, несколько лет назад, когда россияне ждали "умные" часы Apple Watch, они волшебным образом прибыли на "Горбушку" до официального начала продаж. И по хорошей цене, потому что товар заказывали на физическое лицо и доставали со склада по запросу.

"Когда вы заказываете для себя – это не облагается ни налогами, ни таможенными пошлинами. Это экономия минимум 28 процентов. Спокойно ставите товар на торговую точку или кладете на склад, который не виден. В торговой точке товара нет, проверить вас нереально", — объясняет исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артём Соколов.

Владельцы "Горбушки" предпочитали оставаться в тени. В начале 2000-х ТЦ был на балансе завода "Рубин". В 2011 году его купили Юрий и Алексей Хотины, известные инвестициями в коммерческую недвижимость. По другим данным, Хотины лишь вложили часть денег, а приобрел "Горбушку" Сергей Подлисецкий, глава нефтяной компании "Русь Ойл". В июне, по сообщениям СМИ, "Горбушкин двор" выкупил совладелец "Фармстандарта" Виктор Харитонин. Но спасать торговый центр, похоже, смысла нет.

На карте Москвы остаются другие рынки радиоэлектроники — Митинский, Савеловский. Эксперты говорят: на "серых" схемах поставок живет не только "Горбушка". Но мешают не только проверки – клиент уходит в Интернет, и гаджет ему могут доставить, что называется, до двери.

"Время изменилось, такие места служат как место выдачи товара. Бизнес с ретейлом, с торговыми центрами подойдет к концу. Останутся салоны и бутики. А весь бытовой ретейл уйдет в Интернет. Это видно на Западе: Target, Wallmart – пустые залы", — рассказывает директор Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников.

Даже если ностальгия осталась, следует признать — эпохе "Горбушки" пришел конец. Стихийная торговля 90-х не смогла адаптироваться к новому веку. Будущее – за Интернетом.