Тема:

ЧП во Внукове 9 лет назад

Крушение Ту-204: почему не сработал реверс


фото ИТАР-ТАСС


фото ИТАР-ТАСС

Наиболее вероятной причиной катастрофы самолета Ту-204 компании Red Wings 29 декабря 2012 года в московском аэропорту Внуково считается отказ реверса. Что такое реверс, и почему он не сработал?

Наиболее вероятной причиной катастрофы самолета Ту-204 компании Red Wings 29 декабря 2012 года в московском аэропорту Внуково считается отказ реверса, пишет газета "КоммерсантЪ". При этом она ссылается на источники в комиссии Межгосударственного авиационного комитета по расследованию ЧП. Что такое реверс, и почему он не сработал?

Эта версия появилась одной из первых, а после того, как в летные предприятия ушла директива МАК с требованием уделить особое внимание проверке реверсов на всех Ту-204, то версия отказа этого механизма фактически стала основной. Реверс — это устройство, которое перенаправляет тягу двигателей самолета в направлении, встречном его движению, за счет чего тяга осуществляет не разгон, а торможение катящегося по полосе лайнера.

Но реверс отказал. Точнее не сработал один из его элементов, а именно концевые датчики обжатия, установленные на амортизаторах шасси. "При касании земли происходит обжатие шасси. Самолет проседает, шасси как бы идет к самолету. И в этот момент концы замыкаются. После этого включается режим реверса. Летчик до этого не может включить реверс. Это сделано для того, чтобы предупредить включение реверса в воздухе", — поясняет летчик-испытатель, Герой Советского Союза Магомед Толбоев.

Почему не сработали концевики, должна выяснить специальная комиссия. Может быть, они замерзли или после частых обработок самолета антиобледенительной жидкостью покрылись коррозией и заели. Хотя Магомед Толбоев с этими версиями не соглашается, а выдвигает свою: "Они замерзнуть не могут. Там ничего страшного нет. Это же не такая часть, которая обледеневает, как крыло. Самолет сел, концы замкнулись, уже подключается реверс. Но у них произошло как раз необжатие концов, потому что самолет был пустой. Если бы они грубо сели, концы бы обжались, но, видимо, они мягко сели".

А вот дальше действия экипажа, на взгляд специалистов, выглядят странными. Пока самолет, не останавливаясь, несся по взлетно-посадочной полосе, летчики около минуты пытались включить злополучный реверс. Хотя по инструкции это делать строго запрещается, говорит руководитель аналитической службы агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Только лишь после того, как было потрачено много драгоценных секунд, они уже начали действовать по инструкции, и буквально за секунду до столкновения с препятствием была подана команда выключить двигатели. В то время как действия экипажа предусматривают торможение, как на автомобиле с использованием тормозов колес, и выключение двигателя сразу после обнаружения подобной неисправности", — объясняет Пантелеев.

К вопросам экспертов присоединяется и Магомед Толбоев. "Полоса — 3600 метров. Три раза можно сесть и взлететь. Почему они, видя, что скорость не гасится, идут прямо убиваться, вот вопрос. Ну, если не выжимается, иди на второй круг. Разберись в воздухе и скажи, мол, такая-то обстановка, давайте изучим, что случилось. Они же знают инструкции в самолетах. Там же мы им после испытаний все расписываем", — удивляется Толбоев.

Кстати, посадка Ту-204 во Внукове пошла нештатно с самого начала, еще до отказа реверса. Самолет приземлялся с завышенной скоростью 250 километров в час при норме примерно 230 километров в час, да еще и с перелетом в несколько сотен метров. Некоторые эксперты утверждают, что причиной этого стал внезапный мощный порыв ветра по ходу движения лайнера, как бы воздушный удар в его корму. Но мог ли ветер негативно повлиять на посадку Ту-204?

"Довольно-таки мощный порыв в попутном направлении снижает эффективность торможения. Он может как бы приподнять самолет над полосой. То есть сцепление с полосой моментально прекращается или заметно ослабевает. И эффективность торможения с использованием колесных тормозов, естественно, минимальна", – рассуждает Олег Пантелеев.

Пока же версия сильного порыва попутного ветра не подтверждается. В тех документах, на которые ссылаются многочисленные издания, указано, что попутный ветер был достаточно слабый, а то обстоятельство, что самолет был пустой, должно было лишь повысить эффективность торможения.

Кстати, это не первый случай отказа системы реверса на данном типе самолетов. 21 декабря 2012 года по похожему сценарию произошла посадка Ту-204 и тоже компании Red Wings в новосибирском аэропорту Толмачево. Тогда борт выкатился за пределы полосы на 300 метров и остановился в поле лишь после того, как у него стерлись и соскочили все колесные покрышки. 60 пассажиров и экипаж чудом не пострадали.