Новые меценаты не хотят на Рублевку

Пока одни покупают острова в Южно-Китайском море и удивляют окружающих собственной дикостью, другие состоятельные люди России являют иные примеры. Деньги, оказываются, могут работать на любовь.

Пока одни покупают острова в Южно-Китайском море и удивляют окружающих собственной дикостью, другие состоятельные люди России являют иные примеры. Деньги, оказываются, могут работать на любовь.

Дорога в дворянскую усадьбу вымощена камнем, правда, знающие борисовцы утверждают, что камень клал не тайный советник Качалов в ХIХ веке, а советские колхозники в середине ХХ. А настоящая дорога сохранилась частично — ее рубили через лес напрямую.

Место действия — усадьба Хвалевское с 200-летней историей. Когда у парадного крыльца появилась строительная техника, здесь снова поверили в сказку и доброго богатого помещика.

В самом Борисово-Судском о восстановлении усадьбы только и разговоров. "Если придет богатый человек, будут деньги в селе. Будут деньги, значит, появится работа, люди будут по-другому — радостно, с желанием", — уверены местные жители.

Юрий и Вера Войцеховские-Качаловы — вполне состоятельная пара. Живут то в Лондоне, то в Москве. О своей родовой усадьбе Хвалевское, что в небольшом вологодском селе, Вера знала, но понаслышке. Приехала по приглашению местных жителей на юбилей села и поняла, что уехать не сможет.

"Нам очень понравился дом, природа, люди. И мы подумали: если ничего не сделаем, дом просто пропадет", — говорит Вера.

"Какое-то было чувство ответственности, что вот так бросить нельзя", — признается Юрий.

Когда-то здесь был целый уездный городок — ярмарки, народный театр. Морской офицер, руководитель таможни Российской Империи Николай Александрович Качалов построил здесь особняк редкой красоты — с интерьерами и парком, напоминавшим регулярную планировку любимых хозяином английских поместий.

Потом было разное: усадьбу грабили, здание приспособили под школу. В 90-е разорили окончательно. Войцеховские-Качаловы начали с ремонта. Ремонт — это скромно сказано. Проект — на миллионы рублей.

"Здесь, наверное, вопрос не в деньгах, а в том, что это дает в денежном измерении. А дает это нам связь с Россией", — отмечает Вера.

"Честно говоря, я ни за что не поменяю такое место на дом на Рублевке с высоким забором. И мне очень хочется думать, что постепенно пройдет первичное накопление капитала, и люди начнут, в том числе образовывая своих детей, больше проникаться вопросами культуры, истории", — размышляет Юрий.

На базе усадьбы строят не частную дачу, а региональный культурный центр, двери которого будут открыты. Под одной крышей — музей, библиотека, художественная школа, концертный зал.

"Не сразу верилось. Они много раз приезжали, выясняли, что как. Когда восстановили церковь Покрова, люди поверили, что мечта может сбыться", — говорит глава сельского поселения Борисовское Надежда Махонина.

Восстановленная церковь Покрова на реке Чужба. Побродить по парку сюда уже приезжают. Был и правнук Столыпина Николай Случевский. Возрождение российской глубинки — это его боль. Он очень надеется, что в России будет больше людей с деньгами, которые вкладываются не только в роскошь и развлечения.

"У нас большая проблема в настоящее время — нет национального самосознания. Я вижу за горизонтом совершенно новое движение в России, новый дух времени наступает, где меценатство больше направлено на продолжение культурного наследия страны", — полагает Случевский.

Уже потянулись первые ласточки из города. Художники по соседству открыли бесплатную школу резьбы по дереву. Удалось отстоять больницу — ее хотели закрыть. В школе пишут сочинения на тему "История родного села". В Доме культуры шьют новые народные костюмы.

"Для нас очень большая радость, что мы можем что-то сделать, что останется после нас", — радуется Юрий Войцеховский-Качалов. И к этому Юрию добавить больше нечего.