Лжедиссертации и симуляция научной деятельности

Колоссальный скандал с фальшивыми диссертациями достиг своей кульминации. Фальшивок в Московском педагогическом государственном университете оказалось десятки. По результатам проверки объем списанного текста в псевдонаучных работах доходил до 90%.

Гарвардский университет опубликовал официальное заявление об отчислении около 70 студентов — за списывание на экзамене. Надо отдать должное, списывание на Западе считают неприемлемым. За это карают. На этом теряется репутация и рушится карьера. Общество, правда, только выигрывает. Такому отношению уж точно стоит на Западе поучиться.

Тем временем, и у нас колоссальный скандал на ту же тему достиг своей кульминации. Количство фальшивых диссертаций в Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) идет на десятки. По результатам проверки, объем списанного текста в псевдонаучных работах доходил до 90 процентов.

Результаты проверки ошеломили всех, в том числе и самих проверяющих. Цифры — запредельные. Рассмотрели 25 кандидатских и докторских, защищенных в Московском педагогическом государственном университете. Оказалось, что в 24 названы несуществующие публикации, в 22 ложно указаны ведущие организации.

Семь работ проверили в Российской государственной библиотеке, и все оказалось плагиатом. Вердикт комиссии не оставил шансов профессору Александру Данилову, главе Диссертационного совета: 17 кандидатов и докторов наук теперь предлагают лишить ученой степени. Среди тех, кто симулировал занятия наукой, есть и очень известные люди.

"Среди 17 фамилий, которые комиссия рекомендовала лишить ученых степеней, значится и Андрианов, директор так называемого СУНЦ [Специализированного научно-учебного центра] МГУ. При рассмотрении аттестационного дела в его диссертации комиссия нашла много серьезных нарушений, которые позволяют комиссии говорить о наличии оснований для лишения его степени", — пояснил Игорь Федюкин, заместитель министра образования и науки РФ.

Защита диссертации — действо, в которое, помимо героя-соискателя, вовлечены десятки фигур, исполняющих главные и второстепенные роли. Во-первых, у молодого ученого есть научные руководители, и от них очень много зависит. Недаром раньше в научных кругах первой рекомендацией было: "ученик такого-то".

Чтобы начать сложную историю с защитой, надо сдать кандидатский минимум, получить рецензии на свою работу от оппонентов, нужно определенное количество публикаций в специальных журналах.

Защита проходит перед господами из Диссертационного совета. Последний штрих — утверждение в ВАКе — Высшей аттестационной комиссии. Получается, что если соискатель блефует, то вместе с ним блефуют и все перечисленные ученые мужи.

"Что показал опыт работы этой комиссии и этого университета? Что пошло разложение. И зашло оно очень далеко. И вся беда заключается в том, что у нас, к сожалению, это никого не удивляет", — отметил первый ректор Высшей школы экономики Вадим Радаев.

"Ученым можешь ты не быть, а кандидатом быть обязан" — шутка, рожденная в начале 90-х.В академических кругах знают: в течение последних 20 лет в России все больше защищается сомнительных диссертаций. В переходах метро и Интернете полно объявлений. Открыто торгуют диссертациями "под ключ".

"Вести недели" решили позвонить по такому телефону. Полная неожиданность — даже после разразившегося скандала на другом конце провода любезно отвечают:

- Мне очень нужно быстрее защитить кандидатскую, есть хорошее место в музее. Я в аспирантуре. Но мне надо быстрее, понимаете. Я из Петербурга, но мне сказали, в Москве это легче устроить.

- Мы вам поможем.

В советское время защититься было сложно. Вокруг часто кипели макиавеллиевские страсти. Были "черные" оппоненты, которые писали критические отзывы. Иногда все заканчивалось инфарктом. Но престиж науки высок.

"Когда я защищал докторскую в 1965 году, это была первая диссертация, защищенная в новом здании Института истории. Актовый зал был набит. У меня сохранились фотографии. Диссертация была событием", — вспоминает профессор Института российской истории РАН, почетный доктор РГГУ Сигурд Шмидт.

В 90-х система стала разрушаться. ВАК теперь рассматривает только докторские, да и то на предмет соблюдения формальностей. В вузах стали возникать в огромном количестве диссертационные советы разного уровня, ведь определенное количество защит диссертаций в год — это престиж учебного заведения.

Изменилась пропорция. Раньше докторов наук было в десять раз меньше, чем кандидатов, теперь — в три раза. При этом новоиспеченных докторов почему-то не приглашают преподавать в западные университеты, им не дают Нобелевскую премию, хотя, возможно, им это и не нужно.

"Это котируется. На визиточке какого-то политического деятеля или большого бизнесмена пишут, что они кандидаты или доктора — желательно экономических наук", — говорит Вадим Радаев.

Кандидат технических наук — совсем не интересно, физико-математических — не понятно. Котируются остепененные юристы и гуманитарии. Тут — традиционно. За сложносочиненными фразами можно скрыть отсутствие мысли.

Научный конфуз получился таким резонансным еще и потому, что вуз, где все произошло, известный и уважаемый, не какой-то провинциальный институт, в одночасье назвавший себя университетом.

От каких-либо комментариев в Московском педагогическом государственном университете отказываются. Но на сайте появилось объявление, что профессор Данилов, заведующий кафедрой истории, уволен 1 февраля.