Экспозиция музея Маяковского: есть ли жизнь после ремонта?

В течение последних нескольких месяцев музей Маяковского упоминается в СМИ чаще, чем за все 20 лет существования. Такая неожиданная популярность связана со скорым закрытием музея на капитальный ремонт и сопровождающим его скандалом. Суть его в следующем: поклонники творчества поэта опасаются, что по итогам реставрации уникальная экспозиция пострадает или будет изменена до неузнаваемости. Глава Департамента культуры Сергей Капков уже предпринял несколько попыток успокоить волнения, однако в Москве и других городах России по-прежнему регулярно проходят акции в защиту экспозиции. Вести.ru попытались развеять сомнения активистов и попросили нового директора музея Надежду Морозову ответить на самые острые вопросы.

— Каким образом будет отмечаться 120-летие Владимира Маяковского, которое состоится в июле 2013 года? В своем интервью телеканалу "Москва 24" Сергей Капков обещал поклонникам творчества поэта множество сюрпризов. Ранее Вы заявляли, что отметить юбилей музей планирует, в частности, велопробегом.

— Музей готовит две инсталляции, которые будут показываться на пунктах сбора участников велопробега. Они станут своеобразным анонсом праздничных мероприятий, посвященных юбилею.

— Вы, наверное, в курсе, что Интернет недоумевает, какое отношение к жизни и творчеству Маяковского имеют велосипеды.

— Это известная во всем мире акция: в этом году она, например, стартует в Стамбуле и Лондоне. Тот факт, что она пройдет и в Москве и будет посвящена Маяковскому, лично меня не может не радовать.

— Какие еще мероприятия пройдут в рамках праздничной программы?

— Мы готовим совместный проект с Третьяковской галереей, где планируем показать Маяковского не только как художника, но и как личность, отразившую все особенности своего времени. Кроме того, мы планируем выставку под рабочим названием "Маяковский и киноиндустрия 20-30-х годов". Здесь мы хотим представить его как актера и сценариста, показать его связь с Эйзенштейном и Чаплином. Это сторона его творчества не так известна. Сейчас школа Родченко снимает небольшие фильмы по сценариям Маяковского.

— О том, что творчество Маяковского связано с Эйзенштейном и Чаплином, в самом деле, известно мало. В чем заключается эта связь?

— Это яркие представители кинематографа того времени.

— Говорят, весной в метро появится поезд, посвященный Маяковскому. Так ли это?

— Да такой "Поезд поэзии" действительно начнет ходить по Филевской линии, начиная от станции метро "Международная". С его помощью мы хотим донести до широкой публики тот факт, что музей, наконец, выходит за пределы экспозиции на Лубянке. Это особенно актуально для нас в тот год, когда музей закрывается на капитальный ремонт.

— Когда начнутся работы?

— Во всяком случае, после того, как будет готова экспертиза проекта, который сейчас проходит согласование в Техническом центре Департамента культуры.

— 13 февраля (интервью было взято накануне. — Вести.ru) в музее пройдет пожарная проверка. Не может ли случиться так, что они сочтут музей не соответствующим требованиям безопасности, на основании чего он будет закрыт в самое ближайшее время?

— Нет, они не уполномочены закрывать музей.

— То есть музей будет закрыт на ремонт только после того, как Москва отпразднует 120-летие Маяковского?

— Я очень на это надеюсь.

— То есть Вы не разделяете уверенность главы Департамента культуры, который неоднократно заявлял, что ремонт начнется не раньше июля 2013 года?

— У нас обширная праздничная программа, которая будет реализовываться за пределами музея. Что касается Департамента, то это наш учредитель, и у нас нет оснований сомневаться в официальных комментариях ведомства.

— Кстати, из комментария Департамента культуры следует, что техническое задание и конкурсная документация, на основании которой разработан проект ремонта, была составлена музеем еще при вашей предшественнице Светлане Стрижневой. Правда ли, что предоставленные ею документы не предусматривали разбора экспозиции?

— Экспозицию она не упомянула в плане вообще. То есть та компания, которая разрабатывала проект, была даже не в курсе, что в музее есть экспозиция.

— И этот план лег в основу проекта, по которому будет делаться ремонт?

— Да. Я считаю, что это грубейшее нарушение.

— Возможно, Стрижнева имела ввиду, что в ходе ремонта экспозиция не должна разбираться?

— Я не понимаю, что имелось ввиду изначально. Я к этому плану не имела никакого отношения.

— Значит, Вам предстоит контролировать ход ремонта, проект которого не имеет к Вам отношения, Вам непонятен, и к тому же кажется Вам ошибочным?

— Проект я уже проанализировала и разобрала. Я считаю, что нужно было подавать документы, в которых экспозиция обозначена. Я первая обратила внимание на это не соответствие и пытаюсь корректировать ситуацию.

— Какова может быть практическая разница между результатом ремонта, проведенного по проекту, в котором экспозиция учтена, и по проекту, в котором экспозиция не учтена?

— Никакой разницы не будет.

— В прессе, освещавшей отставку Светланы Стрижневой, регулярно отмечалось, что у людей "старой закалки" при глубоком знании темы нет практической хватки, опыта ведения ремонта. Есть ли он у вас?

— Я считаю, что ремонтом должны заниматься профессионалы.

— Участники акций в защиту экспозиции настаивали на том, чтобы ремонт контролировала рабочая группа. Эта идея, вероятно, показалась Департаменту культуры конструктивной: на днях стало известно о том, что сформирована группа, возглавлять которую будет заместитель Капкова Сергей Селиванов. Каковы будут функции рабочей группы?

— Следить за капитальным ремонтом здания.

— Какого порядка вопросы группа будет решать?

— Абсолютно все. Не будет ни одной мельчайшей детали, которую они упустят из виду. Они будут, например, строить график, определять, кто что будет делать.

— Каким образом рабочая группа будет влиять на ситуацию в том случае, если, предположим, в ходе ремонта по какой-то причине будут допущены действия, которые будут противоречить плану и наносить ущерб экспозиции?

— Они будут влиять в прямом своем рабочем действии.

— Заинтересованы ли Вы в том, чтобы контроль ремонта осуществляли и авторы музея, те, кто участвовал в его создании и художественном оформлении? Свое желание сотрудничать активно высказывает, в частности, Тарас Поляков (автор сценарной концепции экспозиции музея. — Вести.ru).

— Тарас Поляков собирает и распространяет сплетни. Я заинтересована в сотрудничестве с теми, кто реально понимает, какие задачи стоят перед музеем в период капитального ремонта. Их двое: архитектор Андрей Боков и Иван Лубенников, участвовавший в создании экспозиции. Они согласились войти в состав рабочей группы.

— Будет ли обнародован полный состав рабочей группы?

— Этот вопрос должен решать Департамент культуры.

— Когда Вам стало известно, что Вас назначат директором Государственного музея Маяковского?

— Мне стало известно об этом, когда Светлана Стрижнева заявила о своей несостоятельности.

— Вы имеете ввиду ее решение уйти на пенсию?

— Да. До этого я занимала должность заместителя директора по научной работе. Затем я стала исполняющей обязанности директора. После этого я вступила в должность директора.

— В чем Вы лично видите уникальность экспозиции?

— Она вызывает интерес. Безусловный.

— Как известно, в настоящий момент под охраной государства находится только комната, в который жил, работал и застрелился Владимир Маяковский. В Интернете звучат призывы присвоить статус объекта культурного наследия и экспозиции в таком виде, в каком она есть сейчас. Собираетесь ли Вы предпринимать шаги в этом направлении?

— В этой экспозиции находится 300 предметов, которые являются народным достоянием. Они защищены государством, и за них музей несет ответственность.

— Из этого следует, что, если мемориальные предметы, а также оригиналы рукописей и документов изъять из инсталляции, то ее можно разобрать и уничтожить?

— Музей отвечает за те предметы, которые считаются народным достоянием. Инсталляции не существуют без предметов.

— Считаете ли Вы нужным добиваться того, чтобы под защиту государства были взяты не только комната поэта и 300 предметов, представляющие историческую ценность, но и вся экспозиция, включая инсталляции, в таком виде, в каком она есть сейчас?

— Музей защищает то, за что он отвечает. Эта ответственность лежит на директоре музея и главном хранителе.

Сегодня