Налог на рекламу в постах: блогеры оценили предложение депутата Железняка

Искали его - без преувеличения - всем миром
Депутаты заинтересовались рекламой в блогах. Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк предложил облагать налогами блогеров, упоминающих в своих записях те или иные бренды. Блогеры, в свою очередь, задаются вопросом, как такой закон будет работать, если его примут.

Законодатели заинтересовались рекламой в блогах. Вице-спикер Госдумы РФ Сергей Железняк сообщил о поправках, которые могут быть внесены в российское законодательство о рекламе. Эти изменения касаются налогообложения блогеров за упоминание в постах брендов.

По словам депутата, речь может идти как о прямой рекламе, так и о скрытой. Он пояснил, что сегодня отношения блогеров с рекламодателями никак не урегулированы. А это, по его мнению, позволяет физическим лицам уходить от налогообложения.

"Рекламная деятельность является коммерческой деятельностью, и отсутствие цивилизованного налогообложения создает неравноправные условия для конкуренции", – приводятся слова вице-спикера ГД на официальном сайте партии "Единая Россия".

Впрочем, по словам парламентария, это пока только идея, которая обсуждается в экспертном сообществе. Авторы идеи предлагают, что реклама должна появляться в блогах лишь после заключения соответствующих договоров.

Блогеры тут же отреагировали на такую идею. Известный тысячник Антон Носик отметил, что для него подобное предложение – не новость. "О том, что доходы блогеров от рекламы необходимо обложить подоходным налогом, г-н Железняк впервые заявил ещё на заре своей шумной законотворческой карьеры. Но тогдашние формулировки вызывали в лучшем случае недоумение", – пишет он в "Живом Журнале". Теперь же предложение обложить блогеров налогом "звучит так же осмысленно, как предложение сделать платным проезд в московском метрополитене".

"В свете последних разъяснений, сделанных депутатом, становится ясно, что законопроект чреват подлинной революцией в блогосфере. Потому что речь в нем вообще не идет о налогообложении каких бы то ни было доходов. Налогом совершенно сознательно предлагается обложить вовсе не деньги, полученные блогером от кого бы то ни было, а любое упоминание бренда в блогосфере", – считает Носик.

Он предположил, что все записи, посвященные прочитанным книгам, увиденным спектаклям и фильмам, все отзывы о новых музыкальных альбомах или web-сервисах могут быть приравнены к рекламе.

По мнению Носика, подобный закон вряд ли будет работать. "Потому что, согласно исследованиям компании "Яндекс", самыми популярными тегами русскоязычной блогосферы являются "музыка", "кино" и "книги/литература". По этим темам русские блогеры успели к сегодняшнему дню написать (или ретранслировать) не один миллион постов. И ежику ясно, что все посты с такими тегами содержат отзывы на ту или иную музыкальную, кинематографическую, книжную продукцию — то есть те самые "упоминания брендов", – поясняет он. И задается вопросом: неужели, всем этим пользователям будут предъявлены некие налоговые претензии?

Еще один известный блогер Рустем Адагамов никак не прокомментировал эту инициативу, однако 20 февраля разместил у себя в интернет-дневнике рекламную запись с упоминанием названия турагентства. Адагамов также проинформировал читателей, что теперь будет публиковать у себя рекламные посты. Он призвал всех пользователей размещать свою рекламу в его дневнике – "самом популярном и читаемом блоге Рунета".

Известный ЖЖ-персонаж Илья Варламов отреагировал на нововведение записью в "Твиттере": "Блогеров, рекламирующих товары и услуги, заставят платить налог с этой рекламы. Блог Божены (имеется в виду журналист Божена Рынска) придется вообще закрыть. Теперь вам ни кино нельзя порекомендовать, ни отзыв о кафе написать".

Его коллега Дмитрий Терновский продолжает иронизировать уже в своем микроблоге: "Теперь даже шампунь Варламову не посоветуешь". И добавляет, что ему "надоело комментировать полную чушь".

В целом же, по словам блогеров, пока непонятно, как можно отличить в блоге рекламу от не рекламного контента. Ведь блог – это личный дневник, в котором интернет-пользователь может выражать собственное мнение о том или ином бренде.

Между тем, как передает "Москва 24", реклама в ЖЖ – на самом деле, неплохой способ заработка для блогера и средство окупаемости его расходов. Так, Артемий Лебедев (tema) размещает информацию на своей странице за 300 тысяч рублей, а Алексей Экслер (exler) – за 60 тысяч. Говоря о среднем заработке блогера, Илья Варламов назвал цифру 500 тысяч рублей в месяц.

Алексей Экслер, кстати, в своем блоге призвал пользователей "не впадать в истерику". По его словам, "первоначальный подход законодателей не выглядит слишком глупым: да, существует немаленький оборот теневой рекламы, с которой не платятся налоги". Другое дело, что предложенный ими метод решения этой проблемы выглядит довольно странно, отмечает Экслер.

Зачастую в блогах известных пользователей появляется так называемая джинса – реклама, которую выдают за собственное мнение, поясняет он. "Они (законодатели – прим. ред.) вроде как хотят отслеживать упоминания в блогах всяких брендов, и если они упоминаются, то по определению считать это джинсой и требовать от блогера заплатить некий налог. Или зарегистрироваться в качестве предпринимателя и платить этот налог так, как полагается", – пишет Экслер. Однако, по его словам, большинство топовых блогеров не занимаются джинсой и публикуют рекламу только на правах рекламы.

Они, убежден блогер, зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей или имеют свои фирмы, деньги за рекламу получают по договорам "в белую" и исправно платят с них все соответствующие налоги.

По его мнению, депутаты предлагают лишь "выявлять джинсу в блогах (в том числе, с помощью компьютерного анализа, что не является безусловно глупой идеей, в ней есть здравый смысл) и предлагать блогерам платить с этого налог". "Идиотская идея? Да нет, вполне нормальная. Правда, все равно не очень понятно, как они это все будут реализовывать и какие формы это примет — там действительно может начаться "охота на ведьм", – отмечает Экслер. И все же, по его мнению, переживать стоит начинать лишь тогда, когда эта идея будет оформлена в виде законопроекта.