Прототипу "майора Вихря" – 99

В понедельник Евгений Березняк – советский разведчик, один из прототипов знаменитого "майора Вихря" – отмечает 99-летие. В годы войны он спас от уничтожения польский город Краков, однако награды за этот подвиг Березняк получил только многие годы спустя после тех событий.

В понедельник Евгений Березняк — советский разведчик, один из прототипов знаменитого "майора Вихря" – отмечает 99-летие. В годы войны он спас от уничтожения польский город Краков, однако награды за этот подвиг Березняк получил только многие годы спустя после тех событий.

Для любого человека 99-й день рождения – серьезное достижение, но он еще и знаменитый, легендарный. Это он — тот самый "майор Вихрь". Таким его сделали книга, а затем и фильм по сценарию Юлиана Семенова. Евгений Березняк — один из самых известных советских военных разведчиков, который спас от уничтожения целый город.

Герой Украины, почетный житель четырех городов, в том числе, спасенного им Кракова, обладатель высоких военных наград России, Украины и Польши. Здоровьем юбиляр не хвастает — зрение почти на нуле, часто отказывают ноги. Но память у Березняка до сих пор феноменальная. Он легко называет номера документов, имена и звания своих агентурных источников.

До войны – школьный учитель, затем — глава наробраза во Львове. С первых дней войны он подпольщик в родном Днепропетровске, связной обкома. В 1943 году — школа Главного разведуправления и заброска в немецкий тыл, под Краков. "Капитан Михайлов" — таким был настоящий псевдоним Евгения Березняка — возглавил группу "Голос".

"Мы разведали пульт, с которого должны были включить рубильник, и Краков, объекты, которые намечены для уничтожения, должны были взлететь в воздух. Все это было сообщено командованию нашей армии", — вспоминает Евгений Степанович. Взрыв предотвратили бойцы Первого украинского фронта. Были спасены Вавель — усыпальница польских королей, и Ягелонский университет, в котором преподавал Коперник.

Сам же Евгений Березняк попал в советский концлагерь, так как побег из гестапо посчитали ловкой операцией немцев по внедрению "крота". После проверок разведчика выпустили, но под негласным контролем КГБ он оставался еще 20 лет. "Меня не пускали даже в пограничные города Советского Союза. Поляки первыми узнали мою настоящую фамилию, и меня наградили орденом "Вертути милитари" ["Военный крест"]. Но мне не разрешили поездку в Краков, сказали, что там очень опасно", — вспоминает легендарный разведчик.

После войны Евгений Березняк вернулся в школу, работал в Министерстве образования, защитил кандидатскую диссертацию, был избран почетным академиком Академии педагогических наук. Лишь в 60-е годы прошлого века он получил свои первые награды, а Героем и генерал-майором стал уже в независимой Украине. Правда, он чуть не отказался от звезды Героя, когда узнал, что точно такую же президент Украины Виктор Ющенко присвоил главе украинских националистов Степану Бандере, сотрудничавшему с гитлеровцами.

Евгений Березняк говорит, что, прожив почти столетие, ему поздно менять принципы, а секрет собственного долголетия объясняет просто: "Я люблю жизнь, я верю в жизнь. И когда гитлеровские войска были на Волге, был окружен Ленинград, я верил в нашу победу, верил, что вернутся наши. Я всегда верил во что-то лучшее, я верю жизни. Верю в жизнь!"