Победитель международного конкурса в Омске получит скрипичный раритет

Стали известны имена пяти финалистов III Международного конкурса скрипачей имени Юрия Янкелевича. Но кто из них получит главный приз — скрипку итальянского мастера, изготовленную в Милане в 1880 году?

Стали известны имена пяти финалистов III Международного конкурса скрипачей имени Юрия Янкелевича. Но кто из них получит главный приз — скрипку итальянского мастера, изготовленную в Милане в 1880 году?

Родные и друзья Амалии Мэй Холл вот уже четыре дня живут по омскому времени — ждут вестей из таинственной Сибири. Сюда на конкурс скрипачей имени Юрия Янкелевича за победой и снегом студентка Кертисовского института музыки из Новой Зеландии добиралась больше тридцати часов. В интервью она призналась, что боялась не найти здесь бананов – они помогают побороть волнение перед выступлением.

Сергей Догадин — триумфатор последнего конкурса имени П. И. Чайковского — по традиции во время конкурсных баталий от любых комментариев отказывается. Музыка — красноречивее.

Американка Иви Чэн в интервью более чем сдержанна. 13-й номер – пустяки, ведь программу готовила больше полугода. "Я не знала, что такое Омск. А про конкурс Янкелевича слышала. Открыла Интернет – оказывается, здесь — родина маэстро", — говорит Чэн.

Председатель жюри конкурса народный артист России Михаил Копельман не без волнения перешагнул порог класса имени Юрия Янкелевича в Омском музыкальном училище. Говорит, вдруг вспомнил себя 13-летнего, когда приехал в столицу из Закарпатья и Янкелевич взял к себе в класс. "Он был очень строгим, особенно не высказывал своих восторгов, — вспоминает Копельман. — Мы похвалу не так часто получали. Казалось, что ты все еще должен добиваться и добиваться успеха".

Почти два десятка лет руководитель струнников омской "Шебалинки" Марк Урицкий собирает материалы о знаменитом земляке. Афишу благотворительного концерта 1923 года, сбор от которого был передан на отправку в Москву талантливого студента Виссариона Шебалина (позже он возглавит столичную консерваторию), в 1997-м привезла в Омск сестра всемирно известного педагога Елена Исаевна Янкелевич.

Напротив номера 374 в списке учеников старейшей омской музыкальной школы за 1920 год – фамилия Янкелевич. Сейчас школа носит имя прославленного педагога, который именно в городе на Иртыше получил музыкальное образование в классе ученика знаменитого Леопольда Ауэра. Впрочем, в омском периоде мастера по-прежнему не открыта тайна дома Янкелевичей.

Старожилы говорят: в особняке в Казачьей слободе в одной из комнат второго этажа сохранились зарубки в дверном проеме — родители в конце каждого лета удостоверялись: в росте дети прибавили.  Об этом сестра Юрия Янкелевича написала в своих мемуарах. Впрочем, до сих пор даже специалисты со стопроцентной уверенностью не могут сказать, где находится тот особняк и сохранился ли он вообще.

"Хотелось бы, чтобы в реестре памятников появилась скромная запись, что именно в этом доме жил Янкелевич. К великому сожалению, мы слишком поздно обращаем внимание и кусаем себя за локоть, когда уже многие дома снесены", — отметил краевед Александр Лосунов.

Но все же главное – сохранить уникальную школу мастера, уверены организаторы омского конкурса скрипачей. "Семейное состязание" – так его называют между собой участники и члены жюри.

"Жюри — справедливое, но и публика — строгая. Омичи считают этот конкурс своим, поэтому их не обманешь", — подчеркнул Владимир Спиваков,н ародный артист СССР.

Оценивают мастерство ученики Янкелевича, а соревнуются в мастерстве его творческие внуки. Соревноваться есть за что: обладатель Гран-при в постоянное пользование получит скрипку мастера Гаетано Антониацци. "Такое могут себе позволить только сибиряки, даже на конкурсе Чайковского такого нет. Я играю не на своем инструменте. Скрипка Страдивари у меня во временном пользовании", — рассказал Спиваков.

Маэстро Владимир Спиваков – почетный президент омского музыкального турнира – 10 марта лично будет вручать скрипичный раритет на церемонии закрытия конкурса, который проходит под знаком "Я". Это символ великого таланта Юрия Янкелевича — в каждом ученике разглядеть музыканта.