Тема:

Задержан агент ЦРУ 10 лет назад

Шпион, которого долго не ловили

Райан Кристофер Фогл 2 года ходил под наблюдением российских контрразведчиков, пока не пришло время его разоблачать. В старом парике и с компасом в кармане, лёжа лицом в землю. Не таким представлял себе американский шпион завершение своей миссии, оказавшейся невыполнимой.

Райан Кристофер Фогл 2 года ходил под наблюдением российских контрразведчиков, пока не пришло время его разоблачать. В старом парике и с компасом в кармане, лёжа лицом в землю. Не таким представлял себе американский шпион завершение своей миссии, оказавшейся невыполнимой.

Еще обиднее Фоглу переживать свой провал на фоне публикаций в прессе и комментариев во всевозможных блогах. Чтобы скрыть горечь провала и не слишком уронить престиж спецслужб в глазах своих сограждан американские издания искренне потешаются над неудачливым вербовщиком во взъерошенном парике, со старым мобильником и бумажной картой города. Его абсурдную экипировку дополнил конверт с крупной суммой денег, предназначенный для вербовки российского сотрудника спецслужб. Однако, вместо того, чтобы выставить Фогла деревенщиной-неудачником или даже представить все как инсценировку российских силовиков, американская пресса, кажется, добилась обратного. Теперь обыватели задаются вопросом, на что уходят миллиардные бюджеты американских спецслужб и почему кадровый разведчик отправляется на выполнение задания с перочинным ножом, перцовым баллончиком и с тремя парами очков.

Впрочем, недооценивать Райана Фогла не стоит. О том, какова его истинная цель пребывания в России, спецслужбы знали давно и давно следили, как за его перемещениями, так и за контактами. 2 последних года Фогла не выпускали из под наблюдения. Возникает вопрос, почему его задержание произошло именно сейчас.

Работа под дипломатическим прикрытием – это общемировая практика функционирования спецслужб. Не стоит рассчитывать, что с разоблачением Фогла резидентура ЦРУ при посольстве США в России понесла серьезную утрату. На его место приедет другой сотрудник. Не только в России, но и во всем мире контрразведка почти всегда точно знает, кто из иностранных дипломатов работает по заданию спецслужб. Те, в свою очередь, знают, что их истинная миссия – секрет Полишинеля. И одни и другие выполняют свою работу, стараясь не выходить за рамки профессиональной этики. А потому, хватать и высылать человека из страны, только за то, что он работает на спецслужбы, никто не станет. Нужны весомые доказательства и серьезный повод. И третий секретарь политотдела посольства США Райан Фогл такой повод дал.

Вполне возможно, пойти ва-банк разведчика заставило давление со стороны его руководства. Интенсифицировать работу по поиску надежного источника информации о состоянии дел в сфере борьбы с террористическими группами на Северном Кавказе потребовалось после того, как недавние теракты в Бостоне стали официально называть провалом американских спецслужб. Клубок, раскрученный начиная от братьев Царнаевых, привел ЦРУ к выводу, что одних официальных контактов с российскими спецслужбами им недостаточно и необходимо получить в качестве собственного агента надежного и, главное, высокопоставленного военного. Но кандидатуру Фогл выбрал неудачно:если верить тому, что сообщается о ходе его задержания, именно российский военный специалист, пришедший на встречу с американским шпионом, уложил того лицом на асфальт. Общая сумма средств, выделявшихся Фоглу на вербовку, по некотором данным, приближалась к миллиону долларов, что явно свидетельствует о серьезных намерениях добиться успеха и высоко поднятой планке в этом деле.

Примечательно, что с поимкой Фогла стало известно о похожей истории, произошедшей в начале года, когда в январе еще один третий секретарь посольства Бенджамен Диллон провалился при попытке завербовать военного специалиста по Северному Кавказу. Тогда история не получила широкой огласки, а теперь про нее вспомнили, чтобы продемонстрировать серьезность предпринимаемых усилий со стороны иностранных спецслужб в регионе российского юга.

В соответствие с международной практикой, следом за высылкой из России Райана Фогла и предъявлением соответствующей ноты американскому послу Майклу Макфолу, последует аналогичный шаг в отношении одного из сотрудников российской дипмиссии в США.