Вероника Скворцова: Минздрав наведет порядок в регионах

О том, куда делись деньги на повышение зарплат рядовым медработникам, в интервью "Вестям в субботу" рассказала глава Минздрава Вероника Скорцова.

На государстве в России лежит особая ответственность, в том числе и за общество. Конструкция — диковинная. Во-первых, ей много лет, и государство в России — адресат не только консерваторов, но даже тех, кто полагает себя либералами. Во-вторых, после грандиозных потрясений последних десятилетий это, наверное, и неизбежно. В этом контексте ключевой темой стала годовщина нынешнего федерального правительства и те оценки, которые дал ему президент. О том, куда делись деньги на повышение зарплат рядовым медработникам, в интервью "Вестям в субботу" рассказала глава Минздрава Вероника Скорцова.

- Во время совещания с членами правительства по выполнению указов президента Владимир Путин поднял вопрос о деньгах, выделенных для повышения зарплат медработников первичного звена и скорой помощи. По словам президента, организация выплат была спущена с федерального на региональный уровень, однако до конечного пункта — самих медработников — средства не дошли. "Договорились, что передадим это на региональный уровень. Средства выделили? Выделили. Не обманули? Не обманули. Доведены они до регионов? Доведены, а до медицинских работников не дошли. Просто потому, что механизм доведения не был грамотно отлажен, — считает Путин. — Я прошу вспомнить о том, что я говорил. Я сказал: "Не заплатят — будут сбои". "Нет, заплатят, мы их окрасим". Окрасили? Кому нужна такая окраска? Где деньги, Зин? Помните эти замечательные слова Высоцкого?" Вероника Игоревна, что значит "окрасим"? Это какой-то ведомственный термин?

- Это термин, который, по-видимому, использовался в 2010-2011 годах, поскольку те решения, о которых говорил Владимир Владимирович, были приняты до того, как наше ведомство начало работать в конце мая 2012 года.

- В обновленном составе, хотя, впрочем, и как отдельное Министерство здравоохранения.

- Как отдельное министерство.

- Министерство здравоохранения год как отработало, а из уст президента прозвучали вот такие слова: "так что же все-таки с зарплатами медработников"?

- Если говорить в среднем по стране, зарплаты увеличиваются. В 49 регионах проблем с повышением заработных плат нет.

- Это больше половины регионов.

- Больше половины. Если посчитать, сколько в настоящее время стоит тариф оказания помощи в амбулаторных условиях, в стационарных условиях, то это существенное повышение за небольшой период.

- Но факты есть факты: не получают люди в полном объеме зарплату.

- В большинстве учреждений получают. Я бы хотела пояснить механизм введения денег. Деньги доводятся в территориальный Фонд обязательного медицинского страхования. Они доводятся в полном объеме, в увеличенном объеме. Далее работает тарифная комиссия каждого субъекта Российской Федерации, которая определяет тарифное соглашение с учетом региональных особенностей, связанных с проживанием в сельской или в городской местности, с особенностями дефицита или профицита медицинских кадров и так далее. Что выяснили наши проверки? Они выяснили, что в ряде субъектов Российской Федерации были допущены существенные искажения: из тарифов были полностью выведены доплаты к заработной плате за работу в ночные смены и праздничные дни. Также были некоторые другие нарушения.

- Выведены и оприходованы?

-Думаю, эти остатки до сих пор есть на счетах.

- То есть не разворованы, а заморожены?

- Да. И это очень важно.

- Но люди могут их получить теоретически, если будет принято решение?

- Это один уровень искажения, а есть еще второй уровень — отсутствие на уровне каждого региона нормирования соотношений заработной платы главных врачей, администрации каждого конкретно лечебно-профилактического учреждения и тех работников, которые работают в этом учреждении.

- То есть начальство выписывает себе побольше?

- Да. Если в федеральной сети не может руководитель федерального института, федерального медицинского центра получать в восемь раз больше, чем в среднем получают его сотрудники, то не во всех регионах это нормирование будет проведено.

- Имена и явки назовите, какие-то вопиющие регионы.

- Некоторые регионы Северного Кавказа, Центрального, Приволжского федеральных округов. Выявлены очень серьезные ситуации, когда, например, треть всего фонда оплаты труда в конкретном учреждении идет на административный ресурс. Естественно, то количество денег, которое обычным достается врачам и медицинским сестрам, очень незначительное. Но мы все знаем, что с 2004 года у нас есть разделение полномочий федеральных ведомств. Есть регионы со своими полномочиями. Мы нашли выход из этого положения. Мы имеем очень тесный контакт с губернаторами и президентами республик. Мы имеем фактически их "добро" на вхождение в зону их полномочий. И вопрос заработной платы — одна из таких зон. Те регионы, которые использовали правильные способы оплаты медицинской помощи, основанные на современных подходах, о чем я докладывала на совещании, не допустили никаких нарушений, в них заработная плата повысилась за первый квартал на 20%. Об этом опыте мы рассказываем другим регионам и помогаем им.

- Какое продолжение получит история с диспансеризацией, которой Минздрав под вашим руководством возвращал жизнь? Когда всеобщая и, наверное, обязательная диспансеризация станет частью нашей жизни? Что она будет собой представлять? Человека вызовут на диспансеризацию, он сам идет или его в обязательном порядке приводят?

- Диспансеризация может быть только добровольной. Если речь идет о ребенке, то без добровольного согласия родителей диспансеризацию проводить невозможно.

- Детишкам ее будут проводить регулярно?

- Ежегодно. Все детское население будет проходить диспансеризацию. Перечень тех специалистов и тех исследований, которые входят в диспансеризацию, будет определяться возрастом и будет различаться в зависимости от критических периодов роста и развития ребенка — от 0 до 18 лет.

- А взрослые?

- Взрослые разделены на три возрастные группы: до 40 лет, от 40 до 70 и старше 70. Регламенты проведения диспансеризации для трех групп различаются в связи с особенностями возрастной патологии и с теми рисками, которые нарастают с возрастом. Это в том числе онкология, диабет, другие эндокринные патологии, бронхо-легочная система. После этого — второй этап — детализация патологии с включением таких высокотехнологичных методов, как разные варианты эндоскопии, ангиографии, компьютерной томографии и других томографических исследований, включая и радиоизотопные методы, если речь идет об онкологической патологии, и самый широкий спектр лабораторных исследований.

- Бесплатно?

- Вся диспансеризация проводится бесплатно для больного.

- Включая углубленную?

- Вся диспансеризация. Для этого мы провели очень серьезные расчеты с Фондом обязательного медицинского страхования. Именно обязательное медицинское страхование будет покрывать расходы на проведение диспансеризации.

- Когда это начнется?

- Уже началось с января 2013 года. Мы получим первую сводку о том, как обстоят дела, в ближайшую неделю. До конца мая мы эту информацию обработаем, разместим на сайте и проведем видеоселекторное совещание со всеми регионами, чтобы проработать ошибки, если они будут очевидными, и обсудить планы на ближайшее будущее. Перед нами стоят беспрецедентные задачи. Мы должны ежегодно обследовать более 20 миллионов взрослого населения и 23 миллиона детского населения. Это то, чего мы должны добиться вместе с субъектами Российской Федерации.

- Вы говорите о том, что разработаете федеральные регламенты и по всей стране это будет работать. Нет опасности, что в регионах с диспансеризацией поступят так же, как поступили с зарплатами медработников?

- Такой риск есть. Именно поэтому мы и разворачиваем работу ведомства на местах – фактически половина состава ведомства живет сейчас в регионах. Достаточно долго у нас было благостное представление о том, как обстоят дела в регионах, потому что мы получали очень хорошие отчеты с мест. Мы получали прекрасные отчеты о том, как меняется ситуация. Первые сигналы в феврале пришли о неблагополучии в тех или иных лечебных профилактических учреждениях. Нам пришлось открыть горячую линию Минздрава, чтобы врачи и медсестры, не боясь никаких репрессий на местах, могли присылать нам информацию. Поэтому мы благодарны президенту, что этот вопрос был вынесен на всенародное обсуждение, поднят на государственный уровень. Позитив, который получило развитие этой темы, нам помогает сейчас в работе. Мы надеемся, что после совещания губернаторы и региональные министры с еще большим рвением и энтузиазмом будут сотрудничать с нами в этом вопросе.