В черный список за свои же деньги: почему оплаченные штрафы не доходят до ГИБДД

В МВД намерены разобраться со сбоем, из-за которого десятки тысяч водителей, давно уплативших свои штрафы, до сих пор числятся в базе неплательщиков. Их квитанции так и не дошли до Федерального казначейства. Оказывается, водитель для уплаты штрафа должен выбирать какие-то правильные банки.

В МВД России намерены разобраться со сбоем, из-за которого десятки тысяч водителей, давно уплативших свои штрафы, до сих пор числятся в базе неплательщиков. Их квитанции каким-то образом так и не дошли до Федерального казначейства. Оказывается, водитель для уплаты штрафа должен выбирать какие-то правильные банки, и тогда квитанции дойдут.

Заплати штраф и живи спокойно — фраза сегодня вряд ли актуальна для десятков тысяч законопослушных граждан. По крайней мере, если речь идет о штрафах ГИБДД. Юрий еще год назад получил семь "писем счастья" о том, что он превысил скорость. Все штрафы он оплатил в срок и настроился на спокойную жизнь, но деньги, как выяснилось, не дошли.
"Захожу и вижу, что платежи не прошли. На мои возражения девушка сказала, что я должен ездить по всем отделам, откуда пришли штрафы и сам разбираться", — говорит он.

Случай Юрия далеко не первый: деньги, внесенные за штрафы, таинственным образом исчезали и раньше. Новые правила перечисления штрафов действуют с 1 января нынешнего года, а до этого все работало в тестовом режиме, и уже тогда случались сбои. Теперь этим занимается Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах — сокращенно ГИС ГМП. Система, собственно, такая: нарушил правила, получил письмо счастья — иди и плати. Деньги можно внести не только в банке, но и через платежные терминалы. Данные о перечислении средств должны дойти до Госавтоинспекции. И вот тут возникают трудности. Оказывается, на данный момент, к системе подключены только 500 банков из почти 900. Реально с ГИС ГМП работают чуть более 200, но лишь половина из них своевременно предоставляет информацию об оплате. Остальные просто не передают ее или делают это с большим опозданием, 20% всех исчезнувших платежей — человеческий фактор. Кассир в банке может просто неправильно заполнить платежный документ.

Оказаться в "черном списке" уж точно никому не хочется. Статус неплательщика — риск понести суровое наказание. На оплату квитанции у водителя есть 60 дней, затем ГИБДД направляет материал судебным приставам. Нарушителю могут ограничить выезд за границу, привлечь к обязательным работам и даже арестовать на 15 суток.

В ситуацию вынуждено было вмешаться правительство. По итогам совещания ответственным организациям дано пять дней (до конца текущей недели), чтобы установить причину потери данных в системе. Только вот, что делать тем, кто уже попал в число неплательщиков?

"На сайте делаете повтор, к нему прилагаете скан платежки. Сотрудник проверяет и вносит в базу штраф как оплаченный," – объясняет нехитрый алгоритм заместитель начальника ГУОБДД МВД России Владимир Кузьмин.

Проблемы с поступлением данных о платежах, говорят специалисты, в первую очередь связаны с периодом отладки. После запуска новой системы объем данных существенно возрос, что и приводит к техническим сбоям. В общем, как это часто бывает, идея хорошая, а вот реализация хромает.