Мир после нефти: возобновляемые источники энергии

В Москве завершилась российско-немецкая экологическая конференция по развитию возобновляемых источников энергии. На следующий день ведущие эксперты из Германии встретились за завтраком с журналистами, чтобы рассказать о перспективах альтернативных источников в России.

30 мая в Москве состоялся круглый стол под названием "Энергетический поворот в Германии: последствия и уроки для России?", проведение которого приходится на год охраны окружающей среды в РФ. На мероприятии, совместной организацией которого занимались МГИМО (У) МИД и российский филиал Фонда имени Фридриха Эберта, ведущие немецкие эксперты рассказали о феномене так называемого энергетического поворота в Германии — отказе от АЭС и переходе к возобновляемым источникам энергии (ВИЭ). Российские коллеги в своих докладах отразили современное состояние ВИЭ в России и то, что представляет собой реальная политика энерго- и ресурсосбережения.

На следующее утро в ресторане гостиницы "Marriott Тверская" для журналистов был организован завтрак, на котором эксперты поделились своими впечатлениями о конференции и рассказали, кто получает деньги из ветра и что будет, когда в России закончится нефть.

В дискуссии принимали участие:

Доктор Петра Опитц, менеджер компании DIW econ, консультирующей Немецкий институт экономических исследований.

Доктор Ханс-Йоахим Цизинг, член независимой экспертной комиссии "Энергия для будущего", учрежденной правительством Германии.

Ольдаг Каспар, эксперт по международной климатической политике немецкой неправительственной организации "Germanwatch".

Журналисты российских СМИ.

В приветственном слове доктор Петра Опитц сказала, что ей приятен тот факт, что опыт Германии и Евросоюза, который накапливался десятилетиями, оказался востребованным. Как узнали немецкие эксперты, 2013 год проходит в России под лозунгом охраны окружающей среды,  проведение которого должно подстегнуть общественный интерес в отношении данной темы. В мире формируется устойчивый тренд: по мере того, как природные ресурсы иссякают, люди осознают преимущества возобновляемых источников энергии – они неисчерпаемы, а потенциал их роста практически бесконечен. Перспективами ВИЭ сейчас заинтересованы в Китае, их развивают в нефтедобывающем Катаре, и начинают использовать на постсоветском пространстве.  Например, в Казахстане, который сейчас существует преимущественно на доходы от нефти и газа, в прошлом году были утверждены правила мониторинга и контроля инвентаризации парниковых газов. Правительство страны хочет, чтобы деньги, полученные от продажи энергоресурсов, не пропали, и вкладывает их в перспективные технологии, которые через несколько лет помогут стране стать конкурентоспособной на новом, быстро развивающемся рынке.

На вопрос о том, развитие каких источников энергии, на взгляд экспертов, наиболее актуально в России, доктор Опитц отметила, что благодаря размерам страны, здесь можно развивать практически все виды ВИЭ — ветряные, солнечные, геотермальные. Протяженность береговой линии позволяет широко использовать энергию приливов и отливов. Энергию ветра можно использовать практически по всей территории России, в южных регионах большие перспективы у фотовольтаики. Кроме того, помимо своей экологической направленности, развитие альтернативных источников энергии может оказать плодотворное влияние на региональную экономику, сделав дотационные регионы более рентабельными за счет собственных источников энергии, в первую очередь, в Сибири и на Дальнем Востоке, развитие которых объявлено одним из приоритетов государственной политики.

Германии понадобилось больше двадцати лет на то, чтобы возобновляемые источники энергии вошли в обиход. Согласно статистике, в 2012 г. доля ВИЭ в генерировании тока составила 22,9 % от общего энергобаланса страны, однако темпы их развития опережают все прочие виды энергетических технологий – цель 2050 года обозначена на уровне 80 %. В планах Евросоюза пока что стоит увеличение доли ВИЭ до 20% к 2020 году.

Иными словами, возобновляемые источники энергии развиваются гораздо быстрее, чем предполагалось ранее, поэтому, на настоящий момент   новые технологии начнут приносить прибыль через три-пять лет после начала их внедрения. К тому же, по словам Ольдага Каспара, России не нужно учиться с нуля: уровень развития и мировой опыт позволяет сконцентрироваться на использовании тех видов ВИЭ, использование которых доказало свою экономическую целесообразность, тем более что существуют готовые рецепты, которыми Германия будет рада «поделиться».

На вопрос о том, какие перспективы существуют на автомобильном рынке, доктор Цизинг ответил, что об этой нише говорят реже,  поскольку ситуация здесь более сложная, и о каких-то прорывах говорить преждевременно. Тем не менее, автомобильный рынок Европы постепенно насыщается – продажи новых автомобилей падают каждый год, и уже само это можно условно назвать позитивным с экологической точки зрения фактором. Что касается альтернативных видов топлива, то однозначного ответа на вопрос, что придет на смену бензину, пока нет. Пять лет назад считалось, что будущее принадлежит биотопливу,  однако, сейчас стало ясно, что у него тоже есть свои недостатки. Тем не менее, достаточно высоки перспективы использования биотоплива в авиации, в грузовых и пассажирских перевозках. Что касается легкового автотранспорта, то сейчас основная ставка делается на электромобили – до 2020 года предполагается увеличить суммарное количество единиц до одного миллиона, параллельно будет строиться и развиваться необходимая инфраструктура для их эксплуатации.

Казалось бы, для большого количества электромобилей должно потребоваться еще больше электроэнергии. Однако, по словам доктора Цизинга, рост общей выработки электроэнергии никак не противоречит увеличению доли возобновляемых источников энергии. По его мнению, новые технологии развиваются ударными темпами, что позволяет уменьшать долю традиционных источников, при одновременном увеличении выработки электроэнергии за счет ВИЭ. Германии удается сохранять экономический рост, и при этом продвигать возобновляемую энергетику. В этом, по мнению эксперта, и заключается  главное альтернитивных источников: это молодая технология, которая со временем будет совершенствоваться и дешеветь.

Дальше речь зашла о российских реалиях. В начале 90-х годов прошлого века советские компании начали покупать нефть по рыночным ценам, притом, что в энергосберегающие технологии в Советском Союзе никто не вкладывал. В итоге многие заводы обанкротились из-за того, что оказались неконкурентоспособными. На сегодняшний день, как отметила д-р Опитц, российская экономика продолжает оставаться сырьевой. Несмотря на постоянные разговоры о необходимости диверсификации, реальных шагов в этом направлении пока мало. Уже сейчас российская газовая отрасль столкнулась с трудностями, вызванными падением спроса на природный газ, открытие новых месторождений может спровоцировать аналогичную ситуацию на рынке нефти. Чтобы избежать ситуации, аналогичной 90-м годам, России нужно включиться в разработку альтернативных источников энергии уже сейчас, благо, что средств для этого достаточно. С этой точки зрения, год охраны окружающей среды может стать хорошим поводом для того, чтобы привлечь внимание общества к данной проблематике. Исходя из немецкого опыта, на то, чтобы доказать людям необходимость энергосбережения может уйти не один год. Также был поднят вопрос воспитания ответственного отношения к природе с помощью уроков экологии в школе, экскурсий в заповедники и фильмов экологической направленности.

По словам экспертов, у нас нет времени ждать, пока вырастет новое, экологически образованное поколение, поэтому действовать нужно уже сейчас. При этом экологическое направление, конечно, должно развиваться планомерно, и образовательный фактор в этом контексте – один из самых важных. Приучить детей ответственно относиться к своей планете значительно легче, чем потом навязывать это взрослым, сформировавшимся людям.

Не остался без внимания и международный контекст. На вопрос о том, не считают ли немецкие эксперты, что возобновляемые источники энергии не обретут необходимого признания до тех пор, пока свою политику не пересмотрят Соединенные Штаты, эксперты указали на то, что, США находятся на втором месте после Китая по суммарным объемам энергии, получаемой посредством использования ветряных установок. К тому же, президент Обама в своей второй инаугурационной речи обозначил борьбу с климатическими изменениями как один из приоритетов национальной политики. Наконец, Китай, который опережает США по выбросам парниковых газов, активно развивает ВИЭ. Сомнительно, что Соединенные Штаты будут оставаться в стороне от таких актуальных с экономической точки зрения вопросов.

Какие перспективы у России? Остается ли возможность стать одним из лидеров на пути перехода к низкоуглеродной экономике? Не ударит ли планомерное внедрение ВИЭ по карману простых россиян? Отвечая на все эти вопрос, доктор Цизинг отметил, что определенные шансы, с его точки зрения, есть, тем более что Россия, в отличие от большинства других стран мира, которые выбрали этот путь развития, обладает огромной территорией и практически неограниченными возможностями развития альтернативной энергетики. Но время уходит, поэтому конкретные шаги нужно предпринимать уже сейчас.

Ольдаг Каспар напомнил, что на днях премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление "О механизме стимулирования альтернативных источников энергии (ВИЭ) на оптовом рынке электрической энергии и мощности". Если правительству удастся воплотить его в жизнь, это станет важным шагом к плавному переходу страны на рельсы низкоуглеродной экономики.

Петра Опитц подвела итоги встречи тем, что для успешного развития этого направления тема альтернативных источников энергии должна быть на слуху, и ее необходимо всячески популяризировать: проводить экологические мероприятия, освещать их в СМИ, а также продемонстрировать обществу, что у государства существует четкая экологическая позиция. При этом она признала, что стоимость электроэнергии, получаемой за счет возобновляемых источников, выше, чем от углеводородов, но посоветовала не перекладывать эту разницу на плечи граждан. В противном случае, добавила она, низкоуглеродная экономика будет ассоциироваться у людей исключительно с ростом цен на электроэнергию. Государственная поддержка здесь имеет ключевое значение: компании, развивающие возобновляемые источники энергии, должны получать льготы, так как они работают на благо природы и общества, создавая новые рабочие места. Если экологичность, энергосбережение, ответственное отношение к окружающей среде перестанет быть обязанностью и станет модным и престижным образом жизни и мышления, развитие альтернативной энергетики будет уже не остановить. В заключении  Опитц добавила, что лучше сделать это сейчас, чем тогда, когда другого выхода уже не будет.