Эрнст Неизвестный подтвердил авторство скульптур в Асбесте

Авторство подтвердил! В Асбесте, оказывается, уже больше полувека стоят неизвестные работы Эрнста Неизвестного. Местные жители, правда, всегда считали, что две скульптуры "Наука" и "Искусство" создал знаменитый скульптор, но официального подтверждения этому не было.

Авторство подтвердил! В Асбесте, оказывается, уже больше полувека стоят неизвестные работы Эрнста Неизвестного. Местные жители, правда, всегда считали, что две скульптуры "Наука" и "Искусство" создал знаменитый скульптор, но официального подтверждения этому не было. И, наконец, сам Неизвестный признал свое авторство.

«Эта скульптура называется «Искусство», эта – «Наука». На обе есть паспорт, в котором написано, где они расположены, когда они созданы», — говорит искусствовед Сергей Липачев.

В этом же документе уверенно прописано, что заказ на исполнение асбестовских "Науки" и "Искусства" получил сам Эрнст Неизвестный. Этот паспорт местные скульптуры от местного же управления культуры получили семь лет назад.

Скульптуры муз около местного Дворца культуры появились в середине прошлого века. Вокруг них всегда было множество легенд. Но одна самая популярная среди жителей Асбеста – это как раз то, что принадлежат эти скульптуры руке Эрнста Неизвестного.

Ни одного документального подтверждения этому не было, рассказывает асбестовский исследователь Сергей. Но он с самого детства слышал истории о том, что Неизвестный действительно был в Асбесте и оставил здесь свои работы. Причем едва ли не каждый второй житель города считает ровно так же.

А в брошюрах об истории Асбеста подробно описывается случай, как первый директор Дворца культуры увидел Неизвестного ночью с молоточком на одной из скульптур. «Он, конечно, испугался, что это просто вандал какой-то распоряжается, и быстренько начал поднимать шум. Оказалось, что это был Эрнст Неизвестный, и будто комиссия, которая принимала эти скульптуры, ему указала на недостаток — что-то там было в повороте головы не так – и Эрнст Неизвестный будто бы поздно вечером что-то переделывал», — рассказывает научный сотрудник Асбестовского исторического музея Элеонора Клементьева.

Предположений было много. Одно из основных – скульптуры, ориентировочно датированные 1956 годом, это студенческая или дипломная работа Эрнста Иосифовича. Но Сергей Липачев, исследовав массу документов, пришел к выводу, что это не так. «Эрнст Неизвестный учился не в Екатеринбурге, а в Москве, в Суриковском училище. Кроме того, он закончил обучение в 54 году, а Дворец культуры сдали только в 55, а скульптуры появились позднее, то есть он не мог студентом создавать эти скульптуры. Он учился раньше и не здесь, то же самое касается дипломной работы: он окончил обучение раньше, чем создали дворец», — объясняет искусствовед Сергей Липачев.

Тайна раскрылась неожиданно. Перед открытием музея Неизвестного в Екатеринбурге удалось передать письмо скульптору в Нью-Йорк. В ответе Эрнст Иосифович официально подтвердил свое авторство и рассказал историю создания скульптур. «Однажды к нам в Академию художеств, в Суриковский институт, приехала группа офицеров. Я не знаю, к кому она принадлежала — ГУЛАГ, КГБ или МВД, но это были офицеры из системы охраны лагерей для военнопленных. И им нужен был скульптор в зону, где сидели особо опасные военные преступники. Там содержались очень высокопоставленные офицеры, генералы. Военнопленные занимались строительством клубов, школ, поселков. Поскольку это был период сталинского ампира, который опирался на традицию, нужны были грамотные скульпторы, желательно, бывшие военные, офицеры, раненные. Так сказать, имеющие «счеты» с немцами, которые не могут стать предателями хотя бы по личным мотивам. Я подходил под эту категорию. И поэтому меня «завербовали»…Скульптуры «Наука» и «Искусство» родились из желания украсить Дворец культуры Асбеста».

Исследователи Асбеста надеются, что скульптуры внесут в список памятников архитектуры. Правда, особой защиты асбестовским «Науке» и «Искусству» и не нужно, местные жители так трепетно относятся к работам Неизвестного, что даже через полвека создания они выглядят словно новые.