"Россия 10": стартовал второй этап конкурса

1 июля начался второй этап конкурса "Россия 10" — интернет-пользователи выбирают достопримечательности, которые войдут в список 10 визуальных символов России. За три месяца на сайте проекта проголосовали более 17,5 миллиона человек. Выбрали 80 объектов: по десятку от каждого федерального округа.

1 июля начался второй этап конкурса "Россия 10" — интернет-пользователи выбирают достопримечательности, которые войдут в список 10 визуальных символов России. За три месяца на сайте проекта проголосовали более 17,5 миллиона человек. Выбрали 80 объектов: по десятку от каждого федерального округа.

Масштабный мультимедийный конкурс "Россия 10" перелистнул первую большую главу. На сайте проекта дан старт следующей. Жители нашей страны продолжают выбирать 10 главных достопримечательностей.

Несколько слов о правилах. Стартовавший второй этап конкурса "Россия-10" продлится до 1 сентября. 80 объектов, которые принимают в нем участие – это десятка лидеров от каждого федерального округа. В финал должны выйти всего 30 достопримечательностей. Голосование — на портале 10russia.ru и с помощью СМС. Теперь у всех участников второго тура обнуляется счетчик голосов. Борьбу за победу они начинают как бы сначала. Финишная прямая — со 2 по 29 сентября. В финале счетчики снова обнулятся. 10 самых достойных природных и рукотворных символов России станут победителями национального конкурса. Их имена страна узнает в последнее воскресенье сентября.

Поскольку новое голосование только началось, делать какие-то выводы о лидерах пока рано. Но предположить, опираясь на итоги первого этапа, можно. Перечислять все 80 участников конкурса, которые прошли сито первого этапа, конечно, не хватит никакого времени. Так что пройдемся по первым тройкам.

В Центральном округе в лидерах Коломенский кремль, Смоленская крепостная стена (которая уверенно держалась весь первый этап) и Ростовский кремль. В Дальневосточном округе — вулкан Тятя, вантовые мосты и Долина гейзеров. Приволжский округ: Нижегородский кремль, Шиханы, памятник Салавату Юлаеву. Северо-Западный: Псковский кремль (Кром), столбы выветривания на плато Мань-пупу-нер, Куршская коса. Северо-Кавказский округ: мечеть "Сердце Чечни" (за нее очень активно голосуют местные жители), Вовнушки, Мидаграбинские водопады. В Сибирском округе в лидерах самое глубокое озеро на планете Байкал. Так же хорошо идут Новосибирский зоопарк и музей-заповедник "Томская писаница". На Урале — Тобольский кремль, Далматовский Успенский монастырь, Невьянская башня. Ну и в Южном округе — храм "Золотая обитель Будды Шакъямуни», Мамаев Курган, "Родина — Мать" и Войсковой Вознесенский собор.

Но уже точно ясно – и это крайне любопытно — что во второй этапа не вошла ни одна московская достопримечательность. Не прошли ни Московский кремль, ни Покровский собор. Активность столичных пользователей на сайте все это время оставляла желать лучшего и вот результат. Чего нельзя сказать о регионах, которые включились в эту борьбу, как в боевые действия за Родину.

Вообще, составить топ-10 из памятников (рукотворных и природных), конечно, не простая задача. Особенно, если учитывать площадь нашей большой страны. И интерес региональных лидеров здесь вполне понятен. Он не только спортивный, а самый что ни на есть экономический. Победа в конкурсе – не просто дело какого-то абстрактного престижа, речь идет о том, чтобы заманить в свой регион туриста, а вместе с ним и его деньги. Проект "Россия 10" во многом как раз о развитии внутреннего туризма, о туристических открытиях внутри собственной страны. Но еще и о том, как спасти то, что еще можно спасти. Ведь, как оказалось, голосуют на сайте не только "за", но и "против" — против того, что памятник истории и архитектуры увядает, разрушается на глазах.

Пример такого протестного голосования продемонстрировал объект из Владимирской области. Усадьба Храповицкого или усадьба Муромцево находится всего в 200-х километрах от Москвы. Но даже эта близость, увы, никак не повлияла на то, что памятник просто медленно "умирает".

Мы съездили в это место и попытались понять, при чем тут проект "Россия 10". Еще 150 лет назад здесь устраивали балы, музыкальные вечера и собрания российского дворянства. 40 га земли, более 70 построек, сады, поля и, конечно же, замок в лучших традициях средневековой готики и европейского модерна. Сейчас усадьба Храповицкого постепенно превращается в руины.

С приходом советской власти усадьбу передали совхозу "Пионер". Новые хозяева быстро перекрасили стены в синий и зеленый, а ценности и мебель отправили якобы на музейные склады. Собственники менялись; и сегодня государству принадлежат только 11 из 20 сохранившихся объектов. Кому достались остальные — можно только предполагать.

Фундамент прогнил, стены осыпаются, территория зарастает кустарником. На восстановление могут потребоваться миллиарды рублей. Но помощь необходима срочно: этой зимы усадьба 19 века может не пережить. В планах активистов конкурса "Россия 10" провести флешмобы и акции. Для них этот проект — последняя надежда спасти главную достопримечательность области.

В Европе средневековые замки давно стали местом постоянного паломничества туристов. Дворцы реставрируют, перестраивают в музеи, гостиницы, сдают в аренду. Объекты истории превратили в прибыльный бизнес. Местные жители надеются, что их усадьба когда-нибудь последует европейскому примеру.

Причем борьба активистов за усадьбу Храповицкого дает свои результаты. Почти 220 тысяч голосов на сайте по итогам первого этапа – за него. Объект вошел в десятку от Центрального округа и еще поборется за победу.

Но, как показывает практика, честно голосуют не все. Приходится вычислять и так называемые "накрутки". Например, не так давно махинации с голосами обнаружили в Башкирии. За объект Шиханы вдруг посыпалось огромное число кликов. Но организаторы проекта такие "подвохи" вычисляют быстро. Псевдо голоса удаляются, так что роботы-накрутчики бесполезны.

Куда эффективнее оказалась поддержка в социальных сетях. Проект "Россию 10" распространился и туда. Там разрастаются различные группы поддержки, призывающие голосовать за тот или иной объект. Лидер по количеству участников — группа "ВКонтакте". В главном сообществе конкурса состоят около 14 тысяч человек. У многих конкурсантов не одна, а сразу несколько групп в соцсетях. Мы провели некоторые подсчеты, и вот ТОП самых активных:

Группы поддержки Нижегородского кремля – 3,5 тысячи человек. В Сети у этого объекта более 5 сообществ. Усадьба Храповицкого — 2 тысячи активистов и 4 группы. Смоленский Успенский собор – 6 групп, в главной – около 1,5 тысяч человек. И так далее… В общем, побеждают те, кто не дремлет. Но время еще есть. Активный второй этап продлится до начала осени.