Тема:

Кризис власти в Египте 3 года назад

От президента Египта отвернулись почти все

Командование египетской армии потребовало от президента Мухаммеда Мурси в течении 48 часов урегулировать политический кризис. Тысячи людей продолжают требовать его отставки на площадях, почти половина министров подали в отставку. Досрочных выборов теперь требуют даже салафиты.

Пассажиры международного аэропорта Шарм-эль-Шейха с удивлением наблюдают необычную картину: несколько десятков египтян в остервенении колотят кулаками по столам стойки регистрации, им в ответ восторженно апплодирует группа людей на балконе второго этажа. Люди со всего аэропорта стекаются, чтобы посмотреть на зрелище: в основном, они просто снимают, не вмешиваясь в происходящее, предпочитая оставаться сторонними наблюдателями.

Тем, кто находит в себе силы оторваться от полок Duty Free и спросить ликующих граждан, что, собственно, происходит, они с нескрываемой радостью сообщают, что победили — на их сторону перешла армия. Египетское военное командование посредством радиообращения выдвинуло ультиматум Мухаммеду Мурси, в котором потребовало от президента республики в течение 48 часов прийти к соглашению с манифестантами, уже несколько суток подряд протестующими в Каире и других крупных городах страны.

Примеру армии поспешила последовать полиция: министр внутренних дел Мухаммед Ибрагим заявил, что его ведомство и дальше будет обеспечивать безопасность протестующих, при этом воздерживаясь от репрессивных мер, к которым ее всячески подталкивает администрация президента. Тем временем уже пять из двенадцати министров Мурси заявили о своем переходе на сторону протестующих — работа правительства полностью парализована.

Сам президент ультиматум армии отвергает, не считая ситуацию в стране чем-то из ряда вон выходящим. Действительно, масштабные протесты против Мурси уже собирались на площади Тахрир и после опубликования скандальной конституционной декларации в ноябре 2012 года, и после принятия нового текста Конституции в декабре, и каждый раз ему удавалось удержаться на своем посту. Однако ни разу до этого о поддержке протестующих не заявляла армия — то, что это произошло, безусловно, сильный удар по позициям главы государства.

Если попытаться вкратце изложить претензии протестующих к Мурси, то они просты: по их мнению, президент ведет страну в неправильном направлении. Иначе говоря, люди, выходившие на Тахрир в 2011 году и добившиеся свержения Мубарака, считают, что их идеями воспользовались исламисты, рвавшиеся к власти последние двадцать лет. Действительно, несмотря на то, что Мурси пришел к власти демократическим способом, назвать его реформы демократическими довольно затруднительно: благодаря несговорчивой позиции "Братьев-мусульман" (запрещена в РФ) — запрещенного в дореволюционном Египте движения, в структуре которого действующий президент длительное время занимал руководящие должности, из конституционной комиссии вышли практически все оппозиционные депутаты, включая представителей либеральных кругов и религиозного меньшинства — коптов. В итоге, Конституция получилась еще более консервативной, чем была, а многие копты были вынуждены бежать из страны, спасаясь от погромов и угроз.

В курортных зонах — Хургаде, Шарм-эль-Шейхе, Дахабе — проблемы народа практически не заметны, так как их население живет, в основном, за счет обслуживания туристической инфраструктуры, а для притока туристов нужна стабильная политическая обстановка в стране. Многие из египтян считают, что, если Мурси придется выполнить требования протестующих и уйти, то президенты будут меняться каждую неделю. Другие поддерживают идею досрочных президентских выборов, причем, среди них есть не только либералы, но и ультраконсервативные салафиты. В любом случае, новые выборы не добавят Египту, который уже какой месяц не может добиться предоставления кредита ни от МВФ, ни от США, устойчивости — экономический спад в крупнейшей североафриканской стране может лишь усугубиться.

В телефоном разговоре с Мурси президент США Барак Обама посоветовал ему пойти на переговоры с оппозицией, чтобы урегулировать бушующий в стране политический кризис. В ответ египетский президент заверил его, что Египет переживает демократические перемены и возвращение к авторитаризму исключено. Тем не менее, происходящее в Египте все меньше укладывается в рамки "демократических преобразований". После того, как силовые ведомства отказались от поддержки президента, ему остается рассчитывать только на поддержку своих сторонников, которых за год его правления сильно поубавилось.