Съемочная группа ВГТРК побывала в Хомсе за час до теракта

В Сирии, несмотря на начало священного для мусульман месяца Рамадан, продолжается война. В Хомсе прогремели взрывы у известной мечети XIII века Халид ибн аль-Валид.

В Сирии, несмотря на начало священного для мусульман месяца Рамадан, продолжается вооруженный конфликт. Во вторник, 9 июля, в Хомсе прогремели взрывы у известной мечети XIII века Халид ибн аль-Валид. Информации о погибших и пострадавших не поступало. Хомс — третий по численности населения город арабской республики — оккупирован боевиками. Ключевые позиции в пригородах Хомса заняла правительственная армия. Она проводит масштабную антитеррористическую операцию.

Дорога из Дамаска в Хомс считается безопасной лишь днем: 165 километров, пустыня и желтые сопки, редкие машины проскакивают участки шоссе от одного армейского поста до другого.

Сам Хомс вовсе не похож на фронтовой город, во всяком случае, в центре. Лавочки работают в обычном режиме, люди расслаблены и по-восточному безмятежны. Так было еще 9 июля, когда съемочная группа ВГТРК беседовала с местными жителями, и снимала кафе и пиццерии. Спустя час на этом месте был совершен теракт. Подорваны две машины, пять человек погибли, более 30 ранены.

Провозглашая призыв к молитве, муэдзин касается руками мочек ушей, а взгляд его направлен в сторону Мекки. В мусульманском мире настал период добрых дел. Добрых, если бы не война.

Наступивший священный месяц Рамадан спокойствия Сирии не принес. Оппозиция обратилась к правительству с предложением о временном перемирии, но не по всей стране, а лишь в городе Хомсе. Официальный Дамаск предложение это не принял. Военные источники предполагают, что Хомс выбран оппозицией для перемирия не случайно. Дела боевиков в этом городе идут не слишком хорошо, им необходимо перегруппироваться, рассредоточить прибывающее из-за границы оружие и боеприпасы. Но правительственная армия наступает. Бои идут в кварталах, которые называют "Старым городом".

Воюющие в Хомсе солдаты и офицеры объясняют, что улицы в Старом городе узкие, дома прилегают один к другому, имеют общие стены. Боевики пробивают в них проходы и ускользают, а потом неожиданно появляются в тылу войск, используя вырытые ими тоннели.

Особые неприятности приносят снайперы. Военные говорят: "Порой приходится рушить целые дома, чтоб достать всего-навсего одного вражеского стрелка". В Хомсе антиснайперская миссия возлагается на артиллерию или на танки. С самой высокой точки город выглядит вполне мирно — даже кварталы, где идут бои, не дымят. Войну выдают лишь выстрелы и артиллеристская канонада.

Пока 30 процентов Хомса находится под контролем вооруженной оппозиции, а ведь город занимает центральное место в Сирии, и не только с географической, но и с военной точки зрения. Через него идут все основные магистрали страны, в том числе, и на Алеппо, где правительственные силы дерутся в окружении и нуждаются в помощи. Поэтому военные делают все, чтоб Хомс освободить.