Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Время назад: шпиономания против технического прогресса

Шпиономания разворачивает научно-технический прогресс вспять. Спецслужбы, ввиду очевидной небезопасности современных средств обработки и передачи данных, переходят обратно от цифры к аналогу. Например, в российской ФСО заказали серию печатных машинок.

Шпиономания разворачивает научно-технический прогресс вспять. Спецслужбы, ввиду очевидной небезопасности современных средств обработки и передачи данных, переходят обратно от цифры к аналогу. Например, в российской ФСО заказали серию печатных машинок. Сегодня при желании шпионом может стать любой, знакомый с Интернетом человек, а потому сотрудники и ветераны спецслужб вспоминают времена, когда разведка была уделом избранных. Сегодня исполняется 110 лет со дня рождения одного из таких легендарных суперагентов — Рудольфа Абеля.

"Я выступаю в роли необычной для меня. Потому что люди моей профессии привыкли больше слушать и меньше говорить", — говорил Рудольф Абель.

Это едва ли не единственное публичное выступление Рудольфа Абеля, рассекреченного к тому времени легендарного резидента советской разведки в Америке. Многие эпизоды его жизни легли в основу фильм "Мертвый сезон", включая знаменитую сцену обмена агентами на мосту.

Правда, сам Абель об этом не любил вспоминать. Приемная дочь Лидия Боярская хорошо запомнила заветы отца. Один из которых: молчание — золото.

"Про работу он никогда не разговаривал. Эта тема у нас была запрещена", — вспоминает об отце приемная дочь Рудольфа Абеля Лидия Боярская.

На даче Абель любил бывать в свободное от работы время. В поселке Старых большевиков он отдыхал с женой и двумя дочками. К Лидии, родственнице по линии жены, всегда относился как родной. Сейчас ей 90. И она одна из немногих, кто называл Абеля его настоящим именем — Вильям Фишер.

"Дядя Вилли, дядя Вилли! А он: "почему ты меня папой не зовешь?" А я не могу. Я его всю жизнь дядя Вилли называла", — рассказывает Лидия Боярская.

Вильям Фишер провел в США почти 10 лет. Разведчика выдал его же подчиненный — рядовой связист. Приговор американского суда — 30 лет тюрьмы. Однако вскоре Абеля обменяли на американского летчика Пауэрса, сбитого над Екатеринбургом, и он вернулся на Родину. Абель продолжил работу в центральном аппарате разведки.

Вполне возможно, легендарный разведчик рассказывал и про телефон времен холодной войны. Аппарат установила британская разведка в посольстве одной из соцстран. Прослушка велась круглосуточно. Сюда устанавливался жучок, на который время от время от времени отправлялись электрические импульсы.

В наше время ничего такого не требуется. Достаточно включить специальную программу и любой, даже ваш, мобильный телефон может стать персональным жучком, записывая все, что происходит вокруг.

Научно-техническим прогресс — в Международном музее шпионажа в Вашингтоне. Эволюция жучков — от микрофона времен Второй мировой до прибора величиной со спичечную головку в наши дни. Фантазии разработчиков все эти годы не было предела. Например, румынские разведчики в 1960-х придумали вшить подслушивающее устройство в ботинки американских дипломатов.

"Каждую такую пару оснащали таким жучком-передатчиком, таким маячком. По нему можно было определить местонахождение того или иного сотрудника посольства и плюс слушать все в радиусе нескольких метров — что вокруг этого сотрудника посольства происходит", — поясняет вице-президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Алексей Филатов.

На волне скандала с Эдвардом Сноуденом многие люди и компании всерьез задумались о своей безопасности.

11 июля 2013 года стало известно, что российские спецслужбы заказали для работы 20 печатных машинок фирмы Triumph-Adler GmbH. Они специально предназначены для работы с секретными документами. По некоторым данным, такими машинками пользуются и в российском министерстве обороны. По словам военных, они гораздо надежнее современных компьютеров. Впрочем, защите информации уделяют повышенное внимание не только спецслужбы, но и коммерческие фирмы.

С промышленным шпионажем под контролем ФСБ сейчас борются специальные компании. Сотрудники чем-то напоминают саперов. Они внимательно исследуют каждый сантиметр офисного пространства. Ведь жучок — это тоже своего рода мина замедленного действия.

"Специальная аппаратура, чтобы понять сложность, занимает обычно до 100 килограммов, а время проведения таких исследований до нескольких суток, в зависимости от сложности помещений и загрузки его аппаратурой", — говорит технический директор группы компаний по защите и безопасности информации Александр Панин.

Черный рынок переполнен предложениями о продаже так называемых "шпионских штучек", будь то ручка с видеокамерой, очки и другие аксессуары. Вот только продавцы, и уж тем более покупатели вряд ли догадываются, что и за это могут привлечь к уголовной ответственности.