Дефектный "Протон": у ракеты могли быть испорчены не только датчики скорости

В Роскосмосе объявили о причинах аварии ракеты-носителя "Протон-М", рухнувшей на космодроме Байконур: на ней были неправильно установлены три из шести датчиков угловой скорости. Все материалы расследования переданы в Генпрокуратуру. Виновные уже установлены.

В Роскосмосе объявили о причинах аварии ракеты-носителя "Протон-М", 2 июля рухнувшей на космодроме Байконур сразу после запуска. Как показало расследование, на ней были неправильно установлены три из шести датчиков угловой скорости. Их закрепили вверх ногами. Все материалы расследования переданы в Генпрокуратуру. Виновные уже установлены.

Как и предполагалось, все дело в человеческом факторе, а вернее — в грубом нарушении технологии сборки ракеты-носителя "Протон-М". Еще на старте система управления получила ошибочную команду о режиме аварийного полета и стала уводить ракету в сторону от пусковой площадки. Три из шести датчиков подали неверные сведения об аварийной работе. На шестой секунде произошло резкое воздействие на рулевые машины, двигатели продолжили работать на полную мощность, в результате чего конструкция начала разрушаться в месте стыка ракеты-носителя с разгонным блоком. Катастрофу показали в прямом эфире.

"По анализу телеметрии видно, что прибор работал правильно, но в другую сторону. Он реагировал на отклонения, но все делал не на парирование, а на усиление", — рассказал замруководителя Роскосмоса Александр Лопатин.

История полета и падения длиной в 32 секунды началась в ноябре 2011 года, когда в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева неправильно установили три датчика угловой скорости — приборы, отвечающие за ориентацию ракеты в пространстве. "Защита от дурака" — когда части и узлы ракеты физически нельзя состыковать неправильно — оказалась беспомощна перед применением грубой физической силы. Откровенно неподходящие друг к другу штифты и отверстия под них, оказалось, могут соединиться, если по ним посильнее стукнуть. Проведенный эксперимент и обследование останков датчиков обнаружили вмятины, которые остались от чрезмерных усилий инженеров.

Перевернутые вверх ногами датчики угловой скорости почему-то прошли ОТК, госприемку и вместе с "Протоном-М" и тремя спутниками ГЛОНАСС общей стоимостью в 200 миллионов долларов оказались на стартовой площадке космодрома Байконур. Комиссия продолжает работу. Теперь, когда причины аварии установлены, ей предстоит выяснить, почему старт "Протона" начался на четыре десятых секунды раньше. Не исключено, что неправильно установленные датчики — не единственный дефект упавшей ракеты.

В Роскосмосе настаивают, что из 338 пусков "Протона" по вине ракеты было всего 23 аварии. Статистика вполне приемлемая. Правда, технологических ошибок, подобных последней, до этого момента еще не случалось. Выводы внутри холдинга уже сделали: ответственных за перевернутый датчик отстранили от работы, проверяют все, что они собирали еще. Остальным занимается Генпрокуратура, заключения комиссии — уже у следователей.