Тема:

Эдвард Сноуден 1 месяц назад

Затворник из Шереметьева: Сноудену собрали 100 тысяч рублей


фото EPA

Эдвард Сноуден пока остается в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. Федеральная миграционная служба до сих пор не выдала ему документы, позволяющие находиться на территории России.

Эдвард Сноуден пока остается в транзитной зоне аэропорта Шереметьево. Федеральная миграционная служба до сих пор не выдала ему документы, позволяющие находиться на территории России. Как сообщил адвокат Анатолий Кучерена, который сегодня встречался с беглецом, ситуация для ФМС весьма нестандартная, поэтому задержка носит чисто бюрократический характер. Как долго Сноудену еще придется жить на нейтральной территории, неизвестно.

Этот долгий день у Анатолия Кучерены начался с походов по магазинам. Он искал одежду для мужчины 30 лет средних роста и комплекции. Имя человека, которого нужно приодеть, с некоторых пор известно на весь мир — Эдвард Сноуден.

Бывший сотрудник ЦРУ, вот уже месяц, по официальным данным, живет в стерильной зоне Шереметьева. Но сегодня в Шереметьеве ажиотаж не только из-за посылки для Сноудена, а прежде всего потому, что истекает официальный срок, когда Федеральная миграционная служба должна ответить Сноудену, получит он в России временное убежище или нет. Поэтому в Шереметьеве следят буквально за каждым шагом Кучерены.

Встреча со Сноуденом, по официальным данным, снова проходит в транзитном зале. Напряжение нарастает. Огромное число полицейских. Информационные агентства то и дело сообщают: якобы все необходимые документы Сноуденом уже получены, якобы он уже собрал свои вещи и якобы вот-вот, наконец, выйдет из аэропорта. Вскоре оказывается — все это так и осталось "якобы".

Если Сноуден, все-таки, получит временное убежище, то действовать оно будет год. Получившие временное убежище имеют право свободно передвигаться работать в России. Но, пожалуй, ключевая вещь — такие лица могут запросить документы для выезда из страны.

Таким образом, у Сноудена, лишенного американского паспорта, теоретически может появиться возможность добраться до другого государства. Однако сегодня Кучерена заявил, что Сноуден якобы хочет остаться в России навсегда и продолжает ждать хотя бы временного разрешения. Все в той же стерильной зоне.

Уж кто точно поселился в аэропорту Шереметьево, так это журналисты всех мировых телекомпаний. Ровно месяц — как только в Москву прибыл Сноуден — они несут здесь неустанную вахту. И при этом, несмотря на самые разных ухищрения, абсолютно никто из репортеров Сноудена не видел. Можно ли месяц прожить в одном месте и оставаться полностью незамеченным?

Единственное видеоподтверждение, что Сноуден, действительно, в аэропорту — кадры, снятые на мобильный телефон кем-то из участников встречи Сноудена с правозащитниками.

Кучерена, который в той встрече участвовал тоже, сегодня позаботился, чтобы Сноудену не было скучно – купил ему книг, среди которых "Преступление и наказание" Достоевского.

Ну, а некоторые расчувствовавшиеся российские граждане уже собирают помощь Сноудену. Набралось 100 000 рублей.

Как заявил пресс-секретарь Белого дома Джей Карни, США добиваются от России прояснения статуса Эдварда Сноудена. Вообще, уже с первого дня появления Сноудена в транзитной зоне Шереметьево американский Госдеп начал реагировать крайне болезненно и агрессивно, лихорадочно перебирая доводы в пользу скорейшей выдачи бывшего сотрудника ЦРУ.

Сегодня в российском МИД выразили удивление заявлением из Вашингтона о том, что США давно сотрудничают с Россией в подобных вопросах, и тому имеется немало прецедентов. По словам источника в министерстве, которого цитируют агентства, "таких случаев просто не существует". "Американцы нам никого по нашим запросам не выдавали, на что на днях уже обратила внимание Генпрокуратура России”.

Речь идет, в первую очередь, об участнике террористических рейдов Шамиля Басаева Ильясе Ахмадове, получившем в США политическое убежище. Ахмадов, кстати, числится в международном розыске по каналам Интерпола, причем с так называемым "красным углом", что означает, — опасный преступник.

Но это ему не мешает спокойно жить в США, свободно выезжать из страны, а потом возвращаться. На запросы Интерпола Вашингтон даже не ответил. Еще один преступник, находящийся в международном розыске, Тамаз Налбандов, который в 90-е пытал бизнесменов за выкуп, также благополучно живет в Америке со статусом иммигранта. Россия 11 лет добивается его выдачи, но на качество жизни бывшего уголовника это никак не влияет.