Рогозин: нужно объединить космическую и авиационную отрасли

Главные реформы в российской космической отрасли еще впереди. Такой вывод можно сделать по итогам совещания у вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, посвященного анализу причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" 2 июля на космодроме Байконур.

Главные реформы в российской космической отрасли еще впереди. Такой вывод можно сделать по итогам совещания у вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина, посвященного анализу причин аварии ракеты-носителя "Протон-М" 2 июля на космодроме Байконур.

Детально обсудив прямые причины ЧП, из-за которого Россия потеряла не только ракету, но и три аппарата "ГЛОНАСС-М", зампред правительства указал на критическую ситуацию в отрасли в целом и поднял вопрос об объединении технических возможностей космической и авиационной промышленности страны.

"Считаю востребованной идею обсудить вопрос соединения в рамках единой технической политики того, что делается как в космической промышленности, так и в авиационной, — цитирует Рогозина ИТАР-ТАСС. — Если речь идет о создании объединенной ракетно-космической корпорации, то необходимо определить географию ее ответственности".

О конкретных организационных изменениях Рогозин говорить не стал, однако серьезно раскритиковал руководство Роскосмоса за отсутствие внятной политики при выстраивании работы: "Среди руководящего состава космической отрасли нет специалистов, имеющих опыт стратегического планирования управлением производства технически сложной ракетно-космической техники, в том числе, в обеспечении ее надежности".

Вице-премьер обратил внимание и на то, что функции заказчика, производителя и оператора космических систем в России до сих пор не разделены. "Также не определены главные политические цели космической отрасли: чего мы вообще хотим от космоса, какие задачи глобальные, политические, прагматические мы ставим перед собой?" — отметил он.

Идея объединения потенциалов космической и авиационной промышленности в РФ не нова: предшественником Роскосмоса, образованного в марте 2004 года, было как раз-таки Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос), в свою очередь, образованное на базе Российского космического агентства (РКА) в мае 1999 года. Возник вопрос о необходимости усилить контроль за производством и установкой оборудования на ракеты.

В качестве подходящего решения комиссия поручила заводу-изготовителю изменить конструкцию датчика угловой скорости, чтобы исключить возможность его неправильной установки, и рекомендовала оборудовать места сборки ракет и изготовления узлов системой фото- и видеофиксации. К последней идее Рогозин отнесся скептически. "Камеры можно установить где угодно, потратиться на них, закупить и установить в каждом производственном помещении. Толку-то что от этих камер?" — задался он вопросом.

По оценке зампредседателя правительства, такая мера может дать лишь мнимую констатацию усилий завода по повышению качества работы. Он предложил искать иные, более серьезные решения. "Проблема ведь на самом деле в системе отношений внутри самой отрасли", — подчеркнул Рогозин, указав, что серия неудачных космических пусков за последние 2,5 года свидетельствует именно о системном характере проблемы. "Это требует принятия мер не только организационно-технического характера, но и структурных преобразований в промышленности, которые отвечают за реализацию космических программ", — подытожил он.

Касаясь сопутствующих факторов, допустивших саму возможность неверной установки датчиков при сборке сложнейшего космического аппарата, Рогозин назвал "отсутствие должной технологической дисциплины, порой преступную халатность и формальное, поверхностное отношение к качеству серийной продукции" со стороны Роскосмоса. Указал зампред правительства и на то, что руководство агентства самоустранилось от работы по развитию космической инфраструктуры на земле и "считает для себя главным лишь осуществлять пуски ракет".

На совещании было доложено, что после июльской неудачи на Байконуре на возможные аналогичные проблемы с датчиками угловой скорости были проверены остальные уже изготовленные ракеты данного типа, и никаких нарушений выявлено не было. До конца года Роскосмос рассчитывает осуществить 4-5 пусков "Протона", первый — с иностранным спутником — запланирован на сентябрь.

2 июля "Протон-М" с тремя аппаратами "Глонасс-М" стартовал с 81-й площадки космодрома Байконур, однако почти сразу после отрыва от стартового стола ракета резко отклонилась от траектории полета, начала распадаться в воздухе, упала неподалеку от места старта и взорвалась. В тот же день — 2 июля — стало известно о создании президентом Владимиром Путиным специальной комиссии по реформированию ракетно-космической отрасли, которую возглавил Рогозин. 2 августа пресс-служба правительства России сообщила, что глава кабмина объявил руководителю Роскосмоса Владимиру Поповкину выговор за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей.

Как подтвердили результаты работы межведомственной комиссии, непосредственной причиной аварии "Протон-М" стал сбой в работе трех из шести датчиков угловой скорости, которые были установлены неверно — с разворотом на 180 градусов. Причем речь идет именно об ошибке при установке, а не при изготовлении этих элементов. Как выяснилось, их монтажом на "Протон" занимался молодой специалист, недавний выпускник профильного технического колледжа. Рабочий, который выполнял эту операцию, осуществлял ее всего второй раз. Сами изготовители отвергли вину в возникновении ситуации, приведшей к аварии.